Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - Натюрморт с сиренью - 1928
Аукционный дом Christie’s установил новый мировой рекорд для произведений художников, чьи работы выставляются на распродажи русского искусства. 3 июня на торгах в Лондоне картина Кузьмы Петрова-Водкина ушла с молотка за 9,3 миллиона фунтов стерлингов (11,7 миллиона долларов США). Эта сумма в 6,2 раза превысила первоначальную оценку полотна в 1,5 миллиона фунтов стерлингов.
"Натюрморт с сиренью" (1928) - яркий пример фирменного стиля Кузьмы Петрова-Водкина, характеризующегося дерзкой палитрой основных цветов, нетрадиционными точками обзора и виртуозными оптическими иллюзиями. Кроме того, недавно эксперты пришли к весьма интересному открытию. Просветив инфракрасными лучами картину, написанную на пике карьеры художника, они увидели, как он адаптировал своё творчество к советским реалиям после революции.
В композиции доминирует свежесрезанная ветка сирени в стакане воды, окружённая хрустальной чернильницей, экземпляром январского выпуска L’Art Vivant от 1925 года - парижского художественного журнала, которому Петров-Водкин давал интервью - опавшими листьями, спичечным коробком и письмом. Всё это расположено на тёмно-синей скатерти.
Эта картина поразительно напоминает более позднее - и более известное - полотно "Черёмуха в стакане" (1932) из собрания Русского музея в Санкт-Петербурге. На нём также присутствует синяя скатерть, журнал, спичечный коробок, чернильница и письма. До недавнего времени питерская работа считалась единственной версией этой композиции.
Кузьма Петров-Водкин - Черёмуха в стакане - 1932 - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Однако произведение, проданное на торгах, примечательно не только тем, что оно старше и появилось на рынке столько лет спустя. Любопытная перевёрнутая надпись на полотне породила предположения, что Петров-Водкин написал натюрморт поверх другой картины. И эта версия подтвердилась. Инфракрасное исследование выявило, что под верхним слоем краски находится другое изображение - "Мадонна с младенцем". По словам специалистов, оригинальная композиция, вероятнее всего, соотносится с аналогичным рисунком 1925 года, который сегодня находится в частной коллекции.
Тема Богородицы с младенцем играла значительную роль в раннем творчестве Петрова-Водкина. Однако после революции 1917 года, которую он приветствовал, художник перешёл к светской тематике. Это может быть одним из объяснений его решения переделать первоначальную картину в натюрморт.
Аукционисты отдельно подчёркивают абсолютно прозрачный провенанс "Натюрморта с сиренью". Примерно в 1932 году советский искусствовед Борис Николаевич Терновец (1884-1941) подарил картину своему влиятельному миланскому коллеге Джованни Шейвиллеру. Таким образом он поблагодарил иностранца за помощь в формировании коллекции современного итальянского искусства в Музее имени Пушкина, чьим директором Терновец тогда был.
Перед этим "Натюрморт с сиренью" экспонировался на 27-й передвижной международной выставке картин, организованной Институтом Карнеги в США, а также на XVIII Венецианской биеннале в 1932 году. После этого он не выставлялся почти девять десятилетий, оставаясь в частной коллекции Шейвиллера.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - Натюрморт. Яблоки и яйца - 1921
После смерти Кузьмы Петрова-Водкина в 1939 году его жена позаботилась о том, чтобы как можно больше картин художника оказалось в государственных музеях, а потому они так редки на рынке.
Предыдущий рекорд для работ мастера был достигнут в 2012 году и составлял 2,3 миллиона фунтов стерлингов. За такую сумму аукционный дом MacDougall’s продал натюрморт "Яблоки и яйца". Теперь же художник занимает первое место среди самых дорогих живописцев, чьи произведения когда-либо выставлялись на торги русского искусства. Далее в списке идут Валентин Серов, Николай Рерих, Наталия Гончарова и Илья Репин.
Cпециалист по русскому искусству Александра Бабенко с "Натюрмортом с сиренью" Кузьмы Петрова-Водкина
Фото: Christie's
Рекордная цена за натюрморт Петрова Водкина