Два портрета бабушки Пушкина - Серьги бабушки Маши

Apr 03, 2019 15:18



Мария Алексеевна, бабушка Пушкина - (конец 1770-х - 1780-е)
Эмаль на меди, 3,5 х 3

Предположение Н. И. Грановской. Атрибуция А. А. Чернова и И. В. Кулешовой. В Русский Музей поступила из Государственного Эрмитажа как "Портрет неизвестной в белом чепце".

Все знают о том, что любимой няней Пушкина была Арина Родионовна.

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила...

Но это не о няне. Арина Родионовеа Яковлева очков не носила за их ненадобностью. Была она и относительно молода, и малограмотна.
Первой музой Пушкина была бабушка по матери Мария Алексеевна Ганнибал. Ее "прекрасным русским языком" восхищался юный Дельвиг.


Пушкиновед Нина Ивановна Грановская еще в начале 1990-х предположила, что на хранящейся в коллекции Русского музея крохотной миниатюре "Портрет неизвестной в белом чепце" 1770-х годов изображена Мария Алексеевна Ганнибал (1745-1818). Урожденная Пушкина, жена сына арапа Петра Великого. Основанием для такой атрибуции было то, что дама в чепце и обликом, и выражением лица напоминает известный портрет Сарры Юрьевны Пушкиной, прабабки Пушкина и матери Марии Алексеевны.



Сарра Юрьевна Ржевская, мать Марии Алексеевны (третья четверть XVIII века)
С портрета Г. Сердюкова (?)

Спустя годы предположение Грановской подтвердилось.

...Среди ночи звонок от сына. Тема важная, до утра не подождет - атрибутированный Грановской портрет бабушки Пушкина, который я вчера выложил в сеть. Тот, что "на совести Нины Ивановны", как написала мне хранитель собрания миниатюр Русского Музея Елена Игоревна Столбова. И добавила, что с атрибуцией женских портретов всегда проблемы: дамы орденов не носят...

- Зато носят серьги! - возражает сын, - ты посмотри, какие жемчужины огромные. Это же целое состояние!.. Может, отыщутся на ком-то из потомков бабушки Маши?

Как в воду глядел. В тот же день с Сашиной подачи исследователь Инга Кулешова обнаружила, что эти очень крупные и весьма характерные жемчужные сережки в пушкинском роду путешествуют с одного портрета на другой.



Наталья Николаевна Ланская. Художник К. Лаш (1856)



Мария Александровна Пушкина, дочь поэта. Художник И. К. Макаров (1860)



Серьга с портрета Марии Александровны Пушкиной

Они на Наталии Николаевне, они и на ее старшей дочери. Мария в апреле 1860 года в возрасте 28 лет вышла замуж за Леонида Николаевича Гартунга. Портрет ее того самого года. (Оговоримся, что портрет - не фото. Макаров писал серьги не с натуры, а "по образу" и детализировал сережки по-своему.) А Наталья Николаевна с этими сережками написана в 1856 году. Значит, это был, скорее всего, свадебный подарок дочке. Которая, кстати, и была крещена Марией в память о прабабушке Марии Алексеевны.

Известно, что на портрете Мария Александровна изображена с жемчужным ожерельем, доставшимся ей от матери.

Пишет Инга Кулешова:

"Еще один эпизод нашего сериала Ланская (Арапова), Александра Петровна. Похож, те же серьги и ожерелье материнское, но ожерелье с другой застежкой (видимо пришлось раздвинуть ожерелье, девушка пухленькая). Это 70-е годы. Здесь ей около 24 лет, она фрейлина. Могла позаимствовать для фотосессии".

Заметим, что сережки на Араповой точно такие, как на ее прабабушке. (Лаш изобразил их довольно точно, а Макаров несколько приукрасил). Что ж, художник, даже копируя натуру, не свободен от некоторой доли вымысла. Но от нее свободен фотообъектив.



Александра Петровна Ланская (Арапова), (1870-е)

А еще один портрет бабушки поэта отыскался в его рабочих тетрадях в рисунках Пушкина стихотворения "Клеопатра" (1824). Сверху два портрета сестры. Ниже портрет матери. Под ним слева перечеркнутый по вертикали набросок (видимо, хотел еще раз нарисовать мать), а справа склоненная голова стареющей женщины. Это бабушка поэта. (Предположения Валентина Берестова. См. его книгу "Ранняя любовь Пушкина")
И в самом низу листа большой портрет курносого ребенка с чубом - по всей вероятности, автопортрет. (Предположение Валентина Берестова и независимо от него Александра Чернова). Столь юного Пушкина, лет двух или трех от роду, можем видеть на миниатюре работы Ксавье де Местра из собрания Государственного музея А.С. Пушкина.



Сестра (два портрета сверху), мать, бабушка поэта. А внизу его ретроспективный автопортрет (в очень юном возрасте)

Рисунки Пушкина на черновике стихотворения "Клеопатра" (1824). Над автопортретом три самых близких Пушкину женщины. Женщины его младенчества.



Бабушка Мария Алексеевна в чепце на листе с портретами сестры, матери и самого поэта в младенчестве. Фрагмент рисунка Пушкина

Автор: Андрей Чернов

Два портрета бабушки Пушкина - Серьги бабушки Маши

поэзия, атрибуция произведений искусства, Пушкин, живопись

Previous post Next post
Up