Эрмитаж открыл в Амстердаме выставку "Сокровищница"

Feb 16, 2019 22:30



Слева: Лукас Кранах Старший - Мадонна с Младенцем под яблоней - около 1530-х, Германия

Справа: Лоренцо Лотто - Мадонна делла Грацие - Первая половина XVI века, Италия

В центре "Эрмитаж Амстердам" 2 февраля открылась большая выставка, приуроченная к десятилетию существования нидерландского филиала музея. Представлены более трёхсот экспонатов, охватывающих 20 000 лет развития искусства.

Выставочный центр "Эрмитаж Амстердам"
2 февраля - 25 августа 2019
Amstel 51, Amsterdam



Центр "Эрмитаж Амстердам" на набережной реки Амстел за десять лет своего существования показал более шести тысяч экспонатов из эрмитажной коллекции, провел шестнадцать масштабных выставок и принял более 3,5 миллионов посетителей. Юбилейная выставка показывает шедевры живописи и скульптуры, прикладного искусства в диалоге друг другом и в то же время демонстрирует уникальные экспонаты по принципу формирования энциклопедических коллекций "Эрмитажа" за все периоды его существования (императорского - советского - современного) в контексте эволюции искусства. Принципиальное несоблюдение в составе экспозиции единства времени и места создания произведений предоставляет возможность для дискуссий профессионалов и любителей. Зрителям предлагается вникнуть в смысл существования арт-объектов как таковых: в прошлом и настоящем, а также попытаться понять, как может измениться культура в будущем.

Большой раздел выставки - это шедевры эрмитажного собрания в модели сравнений или реминисценций (reminiscentia - воспоминание, припоминание, отзвук, отголосок).

Среди реминисценций представлены великолепные образцы живописи: "Мадонна с младенцем под яблоней" (конец 1520-х) Лукаса Кранаха Старшего и "Мадонна с младенцем и ангелом" (Madonna delle grazie, 1542) кисти Лоренцо Лотто; "Обнаженная женщина (Донна Нуда)" школы Леонардо да Винчи (XVI век) и "Обнаженная женщина" Анри Матисса (1908); "Святой Георгий, убивающий дракона» (около 1555-1558) Якопо Тинторетто и русская икона "Чудо Георгия о змие" и другие.



Слева: Школа Леонардо Да Винчи - Обнаженная женщина (Донна Нуда), XVI век, Италия

Справа: Анри Матисс - Обнаженная женщина, 1908, Франция



Слева: Икона "Чудо Святого Георгия о змие", первая половина XVI века, Россия

Справа: Якопо Тинторетто (Якопо Робусти) - Святой Георгий, 1543-1544, Италия



Слева: Пластина чеканная в виде фигуры пантеры, конец VII века до н. э., Россия, Прикубанье, Келермес, курган 1 Ш.
Золото, гематит, непрозрачное стекло

Справа: Ваза, 1802, Россия, Екатеринбургская гранильная фабрика
Яшма, бронза, резьба, шлифовка, полировка, литье, чеканка, золочение

Произведения даны в особых отношениях друг к другу: в диалоге исторических эпох, художественных стилей и направлений; сопоставлении общих сюжетов и конкретных деталей; сравнении авторских манер. Интересно рассматривать сходные явления в их различных взаимосвязях; находить общие и отличительные признаки; размышлять о постоянном стремлении к совершенству и вновь возвращаться к вопросу о значении произведений искусства в современном мире, особенно, если речь идет о работах признанных мастеров.

Другой раздел выставки представляет энциклопедическое искусство в энциклопедическом музее.

Основа собрания "Эрмитажа" была заложена Екатериной Великой в 1764 году покупкой значительной коллекции произведений живописи из известной коллекции Иоганна Эрнеста Гоцковского. Кроме картин, Екатерина II приобретала выдающуюся скульптуру, резные камни, редкие монеты; в созданной при императрице Галерее драгоценностей размещались изысканные ювелирные изделия. Собирательство произведений искусства становится делом всей династии российских императоров. Каждый из них, исходя из собственных вкусов и текущих художественных тенденций, внес свой вклад в приумножение одной из лучших сокровищниц Европы.



Женская статуэтка, Поздний палеолит 23-21 тыс. лет до н.э.
Найдено: Костёнки I
Известняк, высота: 10,3 см; ширина: 4,1 см (в бедрах, максимальная)



Статуя Аменемхета III, XIX в. до н.э., Древний Египет
Гранит

Многоликие экспонаты, включенные в состав выставки, объединены эпохами, но в комплексе они составляют своеобразную "ленту искусств". Первым по хронологии стал древнейший экспонат из эрмитажной коллекции - палеолитическая женская статуэтка из известняка, или Костенковская Венера, созданная 23 тысячи лет назад, с подчеркнутой атрибутикой плодородия. Не больше ладони, внушающая трепет, она как поразительное создание цивилизации далекого прошлого дает возможность не только вникнуть в доисторические представления о силах природы и магических ритуалах, но и оглянуться в начало начал развития мировой культуры. Среди уникальных произведений предстают бронзовые фигурки животных и людей из Бамборского клада (VI-V вв. до н.э.); редчайший миниатюрный древнеримский сосуд из сардоникса (I в.); великолепная египетская лампа из горного хрусталя (вторая половина X в.) в драгоценной европейской оправе; всемирно известный Фрайбургский крест (последняя четверть XIII в.); роскошное музыкальное бюро с Аполлоном работы знаменитого Давида Рентгена (около 1784); многие другие раритетные экспонаты.



Рогир ван дер Вейден - Святой Лука, рисующий Мадонну, XV век, Нидерланды



Лампа в оправе:
Лампа, вторая половина X века (камень), Египет
Оправа, конец XVI века, Италия
Горный хрусталь, золото, эмаль, резьба, шлифовка, полировка, роспись

В "кабинетах" размещены уникальные тематические коллекции по принципу представления каждого из двенадцати научно-хранительских отделов Государственного Эрмитажа. Так, шедевры западноевропейской живописи из коллекции представляют: "Святой Лука, рисующий Мадонну" (XV век) Рогира ван дер Вейдена, "Поцелуй украдкой" (1787-1788) Жана Оноре Фрагонара, "Портрет Николая Рококса" (около 1621) Антониса ван Дейка, "Закат солнца" (после 1830) Каспара Давида Фридриха, другие картины. В состав экспозиции вошли великолепные графические произведения, исполненные Рембрандтом, Дюрером, Дюмустье. Изделия из серебра, стекла, фарфора, бронзы, камня, предметы мебели, образцы оружия и доспехи, нумизматические памятники рассказывают о богатстве и разнообразии эрмитажного собрания. В состав выставки включен раздел, демонстрирующий современное искусство в музее.

Комиссар выставки - Михаил Борисович Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа; кураторы и авторы концепции выставки - Ирина Багдасарова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, и Винсент Буле, куратор выставочного центра "Эрмитаж Амстердам".

Выставку сопровождает иллюстрированный каталог на голландском и английском языках.

Эрмитаж открыл выставку "Сокровищница" в Амстердаме

музей, Эрмитаж, Нидерланды, Россия, декоративно-прикладное искусство, выставка, живопись

Previous post Next post
Up