Антонио Кальдерара - Семья после грозы - 1934
Фото: Museo Ettore Fico
Выставка "100% Италия. Сто лет шедевров" проходит на семи площадках Турина и в его окрестностях. Цель большого проекта - реабилитировать итальянское искусство ХХ века.
Выставка продлится до 10 февраля 2019.
Беспрецедентный по временному охвату проект - с 1915 года, когда Италия вступила в Первую мировую войну, а футуристы объявили о своем намерении сжечь музеи и библиотеки, и до наших дней. Экспозиция из 630 произведений искусства развернулась на семи площадках в Турине и двух соседних городах Биелла и Верчелли. Цель проекта - реабилитировать итальянское искусство ХХ века, недооцененное историками искусства, и представить его весомый вклад в мировой художественный процесс.
"Не было года и десятилетия, чтобы в итальянском искусстве не появлялась бы новая яркая фигура. Ни одна другая европейская нация не создавала за 100 лет столько шедевров, школ, направлений, манифестов", - считают кураторы.
Футуризм, метафизика, в 1960-е "бедное искусство", а в 1980-е "трансавангард - заслуженно вошли в историю искусства ХХ века, не говоря уже об именах Умберто Боччони, Джорджо Де Кирико, Джорджо Моранди, Альберто Бурри, Лучо Фонтаны, Пьеро Мандзони, Маурицио Каттелана. И это далеко не весь список звезд. Большая часть произведений - из частных коллекций и на публике показывается впервые. Выстроенная хронологически и по направлениям, экспозиция включила и итальянские версии информеля, неодадаизма, поп-арта и оп-арта, концептуализма и новой фигуративности.
18 августа 2014 года папа Франциск сказал:
"Сегодня мы находимся в мире войны, везде! Кто-то сказал мне: "Вы знаете, отец, что мы находимся в Третьей мировой войне, но по частям?". Ты понял? Это мир войны, в котором совершаются эти жестокости".
Пресс-конференция Папы Франциска 18 августа 2014 года
Типы и методы истребления меняются, и после лобового столкновения они движутся по фронтам, уничтожая народы и нации во всей их полноте посредством художественных и исторических символов, которые отражают искусство и религию.
Как ни парадоксально, но современное искусство следует этим же шаблонам.
Школы, эстетика, рынок адаптируются к эпохальным изменениям, отмечая различия и изменения в силе на международном уровне.
100% Италия - это не военный репортаж, а путешествие, ознаменованное тремя великими войнами, которые изменили мир и его восприятие, и, прежде всего, точное изложение итальянского творчества и гениальности всегда было "лакмусовой бумажкой" состояния искусства.
Итальянские художники, как никто другой, знали, что могут вступить в контакт с международными художественными движениями, а не только с провинциальными тенденциями, они смогли переработать итальянскую культуру через другие культуры, оставаясь проницаемыми и в то же время автономными.
100% Italia предлагает многоуровневый проект для широкой публики.
Первый - является линейным и хронологическим, когда работы следуют один за другим в воспринимающем континууме без перерыва.
Второе - это движения, которые больше всего повлияли на наш вкус и мировую эстетику.
Третий - образовательный и информативный проект для тех, кто хочет объединить пути и истории, связанные с искусством.
Каждый раздел иллюстрируется эссе, в котором рассматриваются основные итальянские движения. Эти документы дополняют выставку, а сопровождающий каталог также является основным текстом для понимания итальянской истории, её прошлого и её будущего.
100% Италия предлагает вниманию общественности те шедевры, которые обычно хранятся в частных коллекциях и которые едва ли выставляются на всеобщее обозрение, а также полную картину на научном уровне, выбор исключительных произведений, которые никогда не выставлялись.
ПРОГУЛКА ПО ЗАЛАМ ВЫСТАВКИ