Попробую-ка я начать новую традицию. Рецензия на кинофильм "Жаворонок"

Oct 30, 2008 22:10

Фильм снят в 1964 году киностудией "Ленфильм". Таким образом, сразу можно сказать, что фильм строго ограничен идеологией той эпохи. Однако нельзя не отметить, что хрущевская "оттепель" весьма серьезно повлияла на картину. В фильме раскрывается если не запретная, то, во всяком случае крайне неудобная для советского кинематографа (как, впрочем, и литературы) тема плена, поведения человека в плену, отношения советских пленных и их поработителей.

С самого начала авторы фильма предупреждают нас: "В основу фильма положен подлинный факт". Подлинный или нет - не знаю, подозреваю, что во многом "подлинность факта" обусловлена мемуарами Попеля. В любом случае, не стоит, на мой взгляд, искать в фильме историческую основу, это, вне всякого сомнения, типичная легенда.

Итак, в июне 1942 года немцы испытывают новые боеприпасы в к противотанковым орудиям. Чтобы приблизить условия к натуральным, они раз за разом выводят на полигон трофейные "тридцатьчетверки" с экипажами из пленных танкистов. Уже это выделяет фильм из череды военных картин - впервые ясно признается не только то, что немцы взяли в плен много наших бойцов, но и захватили немало исправной военной техники.

Экипажи подбитых танков уничтожаются на месте, видимо, для того, чтобы не привыкали к трассе. Однако один из водителей ухитряется подвести машину почти к самым орудиям. Это производит благоприятное впечатлениена эсэсовца, которые руководит испытаниями, и "ивану" предлагается интересный вариант: его не только не убьют, но предоставят возможность сделать еще один проход, причем на танке будет установлена рация, чтобы он вел машину туда, куда будет приказано. Эсэсовский офицер тесно связан с проиышленными кругами Германии, представленными карикатурным промышленником в шортах, а хочет как можно скорее впарить Вермахту новый боеприпас. Если "иван" сделает все, как положено, ему обещана свобода, но остальные члены его нового "экипажа" будут расстреляны, вот как этих только что расстреляли.

Надо сказать, что эсэсовец лично отбирает своих "испытателей" в концлагере, и когда он приказал выйти из строя этому махнику, между ними произошел короткий разговор: пленный сказал, что он танкист, водитель Т-34. Немец усмехнулся и ответил, что настоящие танкисты - в России, на "Тихий Дон", а ты, "иван", плохой танкист, да к тому же без танка.

На ремонт поврежденной машины "ивану" и его экипажу: молодому парню с незамысловатым именем "Алеша", долговязому танкисту и чахоточному французу, который неведомо как прибился к этой команде, дается три дня. Все это время механик тщательно следит за тем, чтобы танк восстанавливался, как следует, пресекает попытки саботажа и ведет себя, как законченная сволочь...

Дальнейшие события, в общем, предугадать нетрудно, поэтому я не стану расписывать их подробно. Да, в финале не уцелеет никто - это просто невозможно в Германии летом 1942 года. Но люди отведут душу широко, по-русски, но без зверства.

Что можно сказать об игре актеров? В то время не принято было отображать широкую гамму чувств разнообраными сокращениями лицевых мышц, поэтому, в общем, игра местами достаточно условна. Командир экипажа немногословен, эмоции скрывает, поэтому когда они все-таки прорываются, это оказывается довольно неожиданно и вполне жизненно. Француз, в общем, отражает наши представления о французах: очень живой, очень эмоциональный, но без карикатурности. Сцена, когда он в танке смешит товарищей - почти трогательная. Молодой комсомолец несколько невнятен, но, думаю, тут скорее вина режиссера и сценариста, которые представили парня несколько ходульным. Самый интересный персонаж, как ни странно, это второй танкист - долговязый. На протяжении фильма он сильно меняется, как под воздействием внешних обстоятельств, так и через влияние товарищей (поход в немецкий погребок за пивом поставлен и сыгран очень хорошо). Сцена, в которой он делает свой последний выбор, сделана очень талантливо, до определенного момента ен понимаешь, что он задумал.

Отдельное слово надо сказать о немцах. Фашисты в фильме не то, чтобы карикатурны, они, скорее, абсолютно чужие и чуждые, причем в отображении этой чуждости коллектив, на мой взгляд, переборщил. Однако есть один, очень сильный эпизод, в самом конце, где гитлеровские артиллеристы, приготовившиеся любой ценой не пропустить бешеный русский танк, который явно рвется к очень важной цели, проявляют почти уважение к последнему поступку танкиста.

И в заключение, хочу отметить, что в фильме снимался как настоящий танк Т-34 со штампованной башней-гайкой, так и его уменьшенная но крайне похожая копия. Об этой копии была интересная статья в журнале "Полигон" - именно она участвует в ряде сцен, и, если не знать в каких именно, определить, что это не настоящий танк, невозможно.

Фильм, разумеется, на любителя. Но я посмотрел с удовольствием.

И. Кошкин
Источник

Серьёзное, Кино, Великая Отечественная

Previous post Next post
Up