Карин Мюллер - "Год в поисках Ва"

May 31, 2024 15:48

Эта книга пришла ко мне очень извилистым путём - рекомендовала подруга, которая сама взяла её почитать у своей подруги. На озоне её долго не было, а потом всё не доходила очередь... И, наконец, она очень медленно и вдумчиво читалась, почти весь отпуск. Но, несмотря ни на что, я рада, что всё же её прочла.

В самом начале книги невольно возникают ассоциации с Элизабет Гилберт "Ешь, молись, люби". Автор примерно в том же возрасте - 34-35 лет, с теми же заморочками. Самое время переходить от жизни необремененной проблемами вечномолодой вечнопьяной письки к замужеству, деторождению и женской взрослости. Но, как и Элизабет, её жёстко клинит от возрастного кризиса, и она уезжает на год в Японию искать некую призрачную душевную гармонию - "Ва". Карин, к концу путешествия набравшей мульон приключений на свою задницу, в итоге, конечно, полегчало, но легкое "ха-ха" просто не может не вырваться. Особенно у такой ехидины, как я. Гармония, сосредоточенность, просветление обретаются в любой точке земного шара, и при этом не нужно переделывать себя в японку, маори или эскимо на палочке. "Ва" обретаешь, будучи собой, а не мимикрируя под кого-то другого. Ну да ладно. Раз инструкторы по дзюдо сказали, что для обретения гармонии нужно понять Страну Восходящего Солнца, пусть так и будет.

Автор книги обвешивается камерами и летит в Японию, в принимающую семью.

Дальше её правда ждёт много интересного.
Садистка Строгая наставница Юкико и её беспутная великовозрастная дочурка Дзюнко.
Школа сумоистов.
Носильщики алтаря микоси в Асакусе - островке, нетронутом цивилизацией Токио.
Знакомство с искусством изготовления мечей и ножей у мастера, предки которого снабжали оружием еще самураев, и ябусамэ - самурайским боевым искусством стрельбы из лука, сидя верхом на галопирующей лошади.
Приезд мамы и полное спонтанностей, но очень милое путешествие по стране с ней вдвоём.
Ямабуси - горные воины-аскеты, к которым очень сложно попасть, тем более, что-то о них узнать да еще снять на камеру. Однако Карин удается отправиться в 8мидневный поход с ямабуси и другими присоединившимися новичками, желающими очиститься от грехов и зависимостей.
Жизнь в фермерской деревушке в жуткой глуши, где за три недели доброта подруги залечит все душевные раны.
Получив сполна унижений и оскорблений от Юкико - жены японца, который принял Карин в своем доме, она переезжает из пригорода Токио в Осаку и продолжает изучение японского общества уже самостоятельно.
В одной из глав, посвященных этому периоду, описана потрясающая сценка, наглядно показывающая, почему японцы так трудно принимают в свой круг иностранцев. Глухой ночью сосед автора по квартире, Джерри, будит полквартала звуками ударов замороженного кочана брокколи об стол. Ему пофиг на сон окружающих, он хочет есть. Японец всегда ставит интересы других выше личных, поэтому никогда не стал бы шуметь.

Одно из самых трогательных лично для меня знакомств автора с японцами - безымянный бомж лет 45ти, в дорогом костюме, выглядящий, как успешный бизнесмен или топовый сотрудник. Четыре года назад он потерял работу. Не по своей вине, просто у компании был очень плохой год. Потеря работы в Японии означает лишение всего. Нет денег - теряешь дом, машину, семью, друзей. Жену с детьми он отправил к её родителям, и через какое-то время перестал их навещать. Слишком стыдно за то, что он больше не может содержать семью. С друзьями пути разошлись. Для всех проще не видеться. Продавцом на работу его не берут - слишком образован. Он продолжает изображать бизнесмена - стрижется у того же парикмахера и иногда катается в метро. "Настанет день, когда этот костюм совсем износится. И тогда всё будет кончено" - говорит он. На самом деле, проблема этого мужчины одна - неготовность принять, что он больше не бизнесмен. Ведь выходы из этой ситуации есть. Например, арубайто - почасовая работа на простых позициях, в том числе, в офисе за компьютером. Набрать текст, отксерить документы, распечатать-принести-отнести-подать. Но каково бизнесмену стать просто сотрудником самого низшего звена? Слушать указания и порой унизительные замечания от тех, кто моложе его? От тех, кем он сам недавно помыкал? Можно податься в глушь, устроиться на какие-то сельхозработы. Придти к ямабуси и достичь просветления, в конце концов! Просто он не может. Не хватило ресурса пережить полный крах своей жизни и начать реализовываться по-другому. Понятно, что когда костюм придет в негодность, и этот мужчина не сможет притворяться бизнесменом, он покончит с собой. Мне довелось познакомиться и тесно общаться с японцем похожей судьбы. Только он смирил гордыню и стал тихим клерком по системе арубайто. Снимал маленькую квартирёнку, жил одиноко, дружил, в основном, по Интернету. От помощи родителей отказался, предпочел строить свою жизнь сам. Он нашел свое "Ва" благодаря вот такому жёсткому кульбиту судьбы.

Гейши, кабуки, монахи, дзюдоисты, пешее паломничество по храмам в книге тоже будут. 🤣

Ну что же... Автору предстояло понять, насколько японское общество пронизано святой троицей несчастья - чувствами вины, стыда и страха. Японцы испытывают это сами, они же искусно играют на этих чувствах с другими, чтобы добиться своих целей.

Жизнь, которой правит святая троица несчастья, лишена главного - любви. Недаром у японцев есть "Кои" - плотское влечение, страсть, и "Аи" - божественное чувство любви, которое кажется недостижимым и даже невозможным для полного понимания. Проще сказать "Скидэсу" (Ты мне нравишься) и, типа, все довольны. С детства японец делает то, что положено. Требует от других делать то, что положено. Выпиливается из общества (а то и из жизни), если по каким-то причинам не может делать то, что положено.

Наверно, самый неприятный, но в тоже время, один из самых интересных персонажей книги - Юкико. Домохозяйка, жена того дзюдоиста, что предложил Карин пожить в их доме. Поскольку Карин женского пола, её реальной наставницей стала Юкико, как старшая женщина семьи. Идеально выглядящая, стройная, ухоженная. Идеально ведущая хозяйство, готовящая, убирающая. Идеальная во всём... и сочащаяся жгучей ненавистью ко всем, кто осмеливается быть неидеальным. Карин приложила очень много усилий, чтобы снискать благосклонность и одобрение Юкико, однако ей это не удалось. Не потому что Карин такая уж долбоёбка и ни на что не годная. Просто она... свободная. Её чморят, а она не чморится. Старается сделать всё правильно, но не чморится. А, наверно, самое ужасное - муж Юкико общался с Карин, как равной. Он приглашал её за стол и обсуждал с ней темы, на которые никогда не говорил с женой. Пока Юкико расставляла 40 тарелочек с идеально разложенной едой, посетила ли её мысль, что все жертвы, которые она принесла, были напрасны, и можно было прожить куда более интересную жизнь? Ощутила ли она своё унижение, воочию наблюдая, как к женщине относятся совершенно по-другому? Думаю, в такие моменты ей было очень тяжело.

Ну и последний вопрос - нашла ли Карин "Ва" в Японии? Конечно. В конце своего путешествия она идет на тренировку в случайную школу дзюдо, и там 92хлетний дедулька-развалюха, еле передвигающий ноги, даёт ей урок. Сенсей сначала её просто знатно пиздошит, но первый порыв возмущения от его "садизма" сменяется мыслями о бое. Как встать после падения, как менее болезненно упасть, какой приём применить следующим. Случайно (или дедушка нарочно поддался?) ей удается повалить сенсея. Поднявшись, он говорит ей: "Упорствуй. Верь." Путешествие Карин началось с дзюдо и закончилось им же. Её "Ва" всегда было с ней. Просто надо было его пробудить.

Многое я проспойлерила, но книга достойна прочтения. Особенно если у вас если есть интерес к Японии. Но и без него - может, после прикосновения к этому необычному миру, ваше "Ва" быстрее даст о себе знать?

чтение, год в поисках ва, карин мюллер, моё

Previous post Next post
Up