2009 год, США
Режиссер, сценарист - Рикки Джервэйс
В ролях: Рикки Джервэйс, Дженнифер Гарнер, Джона Хилл, Роб Лоу, Луис С.К., Джеффри Тэмбор, Фионнула Флэнаган, Тина Фей и др.
У нас в городе появился новый маршрут. Автобусный маршрут, но ездят исключительно новые микроавтобусы, с мягкими креслами. Точно такие же микроавтобусы ходят по городу в качестве маршрутных такси, а этот - городской автобус, и стоит соответственно. Я люблю садиться спереди в таких микроавтобусах, хотя это чертовски опасно. С такими маршрутками часто случаются ДТП, и пассажиры с первых сидений всегда рискуют больше всех. Автобус № 122 соединяет микрорайон «Южный», в котором я живу, с поселком Сахарово (большинству из вас это название мало что скажет). Главное, мне очень удобно на этом новом автобусе добираться до работы и обратно.
Так вот, это была даже не предыстория, а пред-предыстория. Маршрут появился недели две назад, люди удивляются и радуются удобству. А сегодня вечером водитель, отвечая на вопросы любопытных, сказал, что скоро 122-ой автобус будет ходить с интервалом 6 минут, что закупили много новых машин и - главное в нашем случае - что он работает второй день и очень рад, поскольку до этого несколько месяцев сидел без работы… В общем, если бы мне не надо было выходить, я бы, наверное, нафиг пересела с переднего сиденья.
…Иногда откровенность пугает, прежде всего своей неожиданностью. Еще - тем, что вы как будто случайно узнали то, чего лучше было не знать, и быть спокойным в неведении.
Но сегодня откровенность начинающего водителя маршрута №122 у меня вызвала какие-то теплые чувства. Да, я действительно рада, что он наконец нашел работу!
Позавчера я смотрела удивительный фильм - «Изобретение лжи». Это комедия, причем одна из лучших комедий, снятых в последние годы. Ни за что бы не догадалась, что фильм американский. Потому что автор сценария, постановщик и исполнитель главной роли - британский актер, режиссер и сценарист Рикки Джервэйс. И юмор, соответственно, британский.
Действие фильма происходит в наши дни, но в совершенно другом мире - мире, где все говорят только правду. В этом мире все построено на доверии, и сомнения не знакомы его обитателям. Тут нет слова «честность», как нет и слова «ложь».
Первые 15 минут фильм смотришь на одном дыхании. Все люди говорят то, что они думают. Говорят всё, как есть, и это шокирует. Нас, но не их собеседников. Официант совершенно спокойно заявляет посетителям кафе, что дважды отпил коктейль, коллеги не стесняются сыпать едкими словечками и обзывательствами в адрес друг друга, девушка посвящает почти незнакомого мужчину в то, чем именно она собирается заняться перед их свиданием, и он спокойно ожидает окончания ее «сборов».
Они говорят то, что никогда не произносим вслух мы. Хотя очень часто мы думаем и имеем в виду то же, что и персонажи фильма. Это называется по-разному, иногда -неприкрытое вранье, часто - вежливость или деликатность, порой - ложь во спасение, и даже - религия… В отличие от героев фильма, мы не принимаем действительность, а искажаем ее - каждый день, каждый час, постоянно, всегда.
В мире, где все говорят только правду, полно неудачников. И это немудрено, ведь каждому человеку, не достигшему высот в карьере или в личной жизни, твердят об этом все, кто только мог это заметить: «Неудачник… Неудачник… Толстый неудачник…» Таков и наш главный герой Марк Беллизон. Он пишет сценарии для документальных исторических фильмов, и его тема - 13-ый век, время черной чумы. О чем тут ещё писать, кроме черной чумы?.. Марк написал скучный, но правдивый сценарий. И поплатился работой за то, что в тринадцатом веке из всех известных событий самым значимым была та самая чума. Это был совершенно неинтересный документальный фильм, и не Марк был виноват в том, а история, которую он был не в силах изменить.
Армия неудачников пополняется быстрее, чем кажется, от того, что те, кого клеймят неудачниками, сами ясно осознают свое положение. Это вводит их в депрессию, и тут у них больше нет пути обратно.
Но Марк старается. Он - молодец, он не теряет надежды. На том свидании с Анной он прямо сообщил ей о своих намерениях, она же ему - о причинах своего отказа. Всё просто - Анна сказала Марку именно то, что, возможно, где-то внутри заставляет нам отказывать (говоря самой себе: «У меня к нему душа не лежит» или даже «Всем хорош, но мне нужен не он!»). Дело в генетике - «Просто я не хочу, чтобы у нас были дети, как толстые поросята с большими носами».
Марк не стал бы героем этой истории, если бы остался толстым стареющим неудачником.
Марк - человек, который изобрел ложь. Ложь приходит к нему неожиданно, из самых глубин его сознания. Он решает закрыть свой счет и говорит сотруднице банка, что на его счете восемьсот долларов вместо трехсот и… получает свои восемьсот, в то время как данные, хранящиеся в базе компьютера, признаются ошибкой программы. Так появляется ложь.
Так Марк обретает власть над целым миром. «В Землю врежется астероид, если мы не трахнемся здесь и сегодня!»
Каждому его слову верят абсолютно все, и он моментально становится негром-эскимосом, изобретателем велосипеда, самым успешным сценаристом и основателем целой религии! Марк всего лишь утешал умирающую мать, говорил ей, что после смерти она перейдет в другой мир, и там ей будет хорошо. Он сделал это, чтобы избавить ее от страха смерти и успокоить. А разве не так создавались все известные нам мифы и религии с самых древних времен?..
Так Марк становится мессией, посредником между всеми людьми и Человеком На Небе. Однако и теперь он не в силах преодолеть свое главное препятствие - генетику. Анна верит всему, что бы он ни произнес, но Марк не решается соврать, что его богатство и известность способны подчинить себе нехорошую генетику.
Всё заканчивается хорошо, такой светлый, добрый и искренний хэппи-энд.
Ложь, проникшая в мир, не сделала его хуже - он не был совершенным и раньше, хотя был полон одной только правды. Эта правда - не их правда, не тех вымышленных людей из фантастически искреннего мира, а то, что скрывается за нашими словами и поступками, то, что мы никогда не скажем вслух. Неудивительно, что первые 15 минут фильма испытываешь легкий шок и хочется смеяться - ведь нам показали правду, и она голая!..
Я очень, очень рада, что посмотрела этот прекрасный фильм. Такой простой и душевный, и такой… честный. 10 баллов.