Горе и ум, ум и горе/ «Цветы для Алджернона»

Feb 23, 2010 23:04

2006 г., Франция, Швейцария
Режиссер - Давид Дельрие, сценарий - Дэниэл Киз
В ролях: Жюльен Бойсселье, Элен де Фужроль, Марианн Басле, Фредерик ван ден Дрише, Оливье Перье, Франсуа Флорент


  


Фильм снят по книге Дэниэла Киза, и это, наверное, весьма удачная экранизация. Фильм, как и книга - настоящее произведение искусства.

Тут нет излишних сентиментальностей, но, тем не менее, фильм получился настолько эмоциональным, что к концу его непреодолимо хочется плакать. Что я и сделала, да… И при этом даже сейчас нельзя как-то объяснить, классифицировать, разложить по полочкам все чувства, переполнявшие меня во время просмотра. Это глубже. Это - реальность.

Это история одного взлета и падения, путь человека от слабоумия до гениальности и… и обратно.

Шарль с детства был неполноценным, родители отдали его в интернат для умственно отсталых, а после смерти отца и начала болезни матери судьбу Шарля решал опекун. Он всегда желал бедняге Шарлю добра - устроил его уборщиком в школу, хотел, чтобы Шарль был настоящим, как можно более полноценным человеком. Поэтому и он дал согласие на участие Шарля в испытании нового лекарства.




Шарль сам очень хотел стать таким, как все. Он мечтал стать умным, как мечтал Страшила из сказки про волшебника Изумрудного города. Поэтому Шарль ступил на эту дорожку из желтого кирпича. Он пустился с свой лабиринт вслед за лабораторным мышонком Алджерноном и нашел из него выход. Это придало ему сил и надежды. Это придало ученым-организаторам эксперимента уверенности в том, что их затея окажется удачной.

А потом человек, как это и свойственно виду человек разумный, захотел свободы.

Шарль уже превзошел самого себя и весь свой вид, его умственные способности сначала сравнялись со способностями обычного человека, а затем приблизились к сверхспособностям. Лекарство, которое он получал каждую неделю по понедельникам, сделало его из идиота гением. Но когда Шарль испытал свои новые возможности, стал доктором наук, научился виртуозно играть на фортепиано, достиг феноменального уровня IQ, случилось то, что рано или поздно должно было случиться. Шарль понял, что он всё еще в лабиринте, несется, как угорелый, к выходу, и каждое его движение, каждый этап, который он прошел - всего лишь этап эксперимента над ним. У него нет выбора, поэтому с каждым днем он становится умнее. Прежде Шарль не был властен над своей жизнью, но ведь тогда он был физически на это не способен. А теперь его ум стимулируют лекарством, а самого Шарля будто подгоняют вперед на его пути, по которому он бежит в своем сумасшедшем лабиринте. И лабиринт этот не имеет выхода - он еще не достроен.

Шарль хочет свободы, он хочет снова получить самого себя, пускай таким, каким его суждено быть. Он начинает испытывать побочные действия лекарства, замечает ухудшение у Алджернона и решает разорвать свои путы. Он выпускает десятки подопытных мышей вместо того, чтобы показаться на глаза публике, жаждущей увидеть его преображение. Девушка, полюбившая Шарля, узнав о нем всё то, о чем он сам хотел ей поведать, не отказалась от своего чувства, но решение было уже принято. Шарль решил сам положить конец эксперименту.




Я плакала в том месте, когда пришел конец Алджернону. Мне до сих пор почему-то хочется плакать, когда я вспоминаю тот момент.

Кажется, что когда твои возможности чем-то ограничены, то там, за их границами, и есть свобода. Но, преодолев их, понимаешь, что теперь ты ограничен в чем-то другом. Это грустно… Что может быть грустнее, чем правда?..

The end.

Previous post Next post
Up