Любовь, похожая на сон, темницей сделала мой дом.../ «Похороните меня за плинтусом»

Jan 04, 2010 18:22

…Мое кредо - вечные поиски черных кошек в темных комнатах. Даже когда точно известно, что их там нет. Я придаю этому смысл и посвящаю этому свое самое лучшее время. Поэтому недостатки героев фильмов, которые я смотрю, - для меня это всегда лишний повод для самобичевания.

Но здесь не тот случай. Я знаю, что видела в той комнате кошку.
С первых кадров я начала узнавать в бабушке себя. Или - узнавать в себе зачатки той бабушки. Да, я узнала в ней так же свою бабушку и свою мать. Что это значит? Наверное, что цель достигнута… Пожалуйста, только не бросайте меня в терновый куст!..

Я не читала книгу, поэтому могу судить о фильме как о фильме, а не как об искаженном взгляде на сюжет. НО - из того, что мне известно, могу предположить, что Павел Санаев написал «А...», режиссер Сергей Снежкин хотел снять «АБ...», а Светлана Крючкова сыграла «АБВГД…». И каждый, кто это видел, волен додумывать продолжение самостоятельно.

После просмотра этого тяжелого, мрачного фильма о нем невозможно не спорить.

Признаюсь - прочитала несколько рецензий на этот фильм, и со многими из них откровенно не согласна. Самый прямой и однобокий взгляд - фильм про необыкновенно жестокую душевнобольную бабушку. Она - тиран, все остальные - жертвы. Вроде как трагедия, в которой виноват один, и только.

Есть и совершенно другое мнение - что бабушка символизирует ни много ни мало саму Россию, она и страдает, и любит, и… Не буду продолжать, ибо снова не согласна.

И самое, должно быть, достойное внимание - мнение большинства тех, кто до просмотра фильма читал одноименную книгу. Они говорят, что образ бабушки в книге более многогранен, и восприятие режиссера сильно исказило идею автора книги.

Я книгу не читала, но такой взгляд мне ближе. Потому что уже в самом фильме многогранность присутствует. В мире нет ничего черного или белого, как нет людей, которые за всю жизнь не совершили ни единого хорошего или дурного поступка.
Не подумайте, что я говорю так, чтобы оправдать героиню фильма (и свое отражение в зеркале заодно) - просто надо смотреть глубже.
Обращаясь к сюжету - да, жизнь мамы Оли и мальчика Саши нелегка. Старая, злая, беспощадная и жестокая бабка лишает внука того, что кажется ему самым-пресамым важным в жизни. Но едва ли ее целью изначально было не допустить общения мамы с сыном. Опять-таки, не оправдывая бабушку - давайте посмотрим на то, что не показали в фильме, но, тем не менее, факт. Ничего сверхестествнно, жестокого и выходящего за рамки нашей с вами жизни.

Дедушка - честолюбивый, гордый, эгоистичный актер. «Не хрен собачий, а заслуженный артист России!» (Кто тут называет его мягкотелым? Скорее, он бессердечный и равнодушный человек.) Ему откровенно наплевать на всех, он женился на спор и не слишком беспокоился о последствиях. Самый обыкновенный бл…ун, пуп земли, страдающий звездной болезнью, НО - кто тайком от жены посылал каждый месяц деньги своей непутевой дочери? Правильно, он. Так хорош он или плох?.. К тому же, он мог бы давно бросить свою старую злобную и раздражительную жену, но никогда этого не сделал бы - он чувствует свою ответственность, вину перед ней за свои измены и не только, привязанность и… любовь.

Оля. С детства обиженная на мать, привыкшая глотать слезы и не знающая в свои тридцать пять, как и в каком направлении сделать первый шаг. Есть такое понятие - «психология жертвы». Когда человек с малых лет привык к унижениям, подавлению его «Я», насмешкам, постоянным неудачам и пр. Когда если тебя бьют - то это норма. Так вот, Оля - не тот случай. Она похожа на слизняка, который никогда ничего не добьется просто потому, что не способен. Она захотела вырваться из удушливой атмосфера родительского дома, освободиться от гнета матери, и… Вышла замуж за «хорошего слабого человека», как сама она говорит о своем первом муже. Проще сказать - за кого попало, за первого встречного, да просто вышла замуж… Это был бунт, на который Оля решилась только для того, чтобы доказать что-то самой себе. Брак распался, скорее всего из-за того, что оба были не готовы к нему. Были слишком слабыми для того, чтобы жить настоящей, свободной жизнью, к которой так стремились. Да, все творческие натуры всегда стремятся к свободе, поэтому их творчество - это выражение их стремления. Смотря правде в лицо, можно сказать - актриса из Оли н-и-к-а-к-а-я. Ей никогда не добиться успеха, никогда не показать со сцены игру сильнейших чувств. Она вообще никакая. Просто никакой человек.

Образ кроткой Оли, вероятно, должен контрастировать с образом ее деспотичной матери, но это только кажется издали. Идем дальше по Олиной судьбе. Развелась, осталась без денег. Работы по призванию хорошей не найти (ну не нужны нам плохие актрисы, что поделать). Конечно, у нее и в мыслях не было вернуться в родительский дом (боже упаси, опять каждодневные унижения матери и полнейшее равнодушие отца), но ведь Оля не выбрала и тот путь, который позволил бы ей, наконец, сделать хоть что-то в ее жалкой жизни. Она могла бы пойти учиться, получить хотя бы среднее профессиональное образование, которое позволило бы ей работать и содержать себя и сына. Или сразу пойти работать, например, в магазин - продавщицей или кассиром, так тоже не пришлось бы голодать. Но гордость неудавшейся актрисы не позволяет, да и мыслей правильных в ее светлой головушке нет… В общем, вместо того, чтобы встать на верный путь, Оля сошлась с мужчиной, который так же, как она, не имеет ни цели, ни опоры в жизни, ни характера. «Этот алкоголик» оказался крайне неугодным родителям Оли, и они предали ее анафеме за связь с ним (но все могло измениться - как сказала сама Оля, бросив его, она вернулась бы в дом матери).

Толик. Его «доброе сердце», за которое мы начинаем ему симпатизировать, существует лишь на фоне Олиной непутевости. Мама купила сыну дурацкую игру, а ее сожитель продал дорогой бинокль, чтобы порадовать мальчика настоящим подарком. Но из этого не следует, что Толик - добрый, сильный, достойный человек. А ну-ка вспомните, кто сказал: «Давай лучше своего ребенка заведем, здорового, а этого, больного, твоим оставим…»

Еще. Останься бы Саша с Олей, ей попросту не на что было бы его кормить, лечить (кто-то думает, что его болезни - следствие бабушкиной губительной заботы, но потом выясняется, что виновна наследственность), воспитывать (а не всхлипывать, ни что она только и способна). Ее последние колготки, отсутствие работы в то время, когда работали все (тунеядство высмеивалось обществом и считалось грехом, наравне с алкоголизмом), неспособность брать контроль над чем бы то ни было говорят не в ее пользу. К тому же Оля сама отдала ребенка на воспитание родителям. Никто не отнимал у нее Сашу насильно. И не запрещал бы ей видеться с ним, возьмись она за ум, наконец… Выпивающий сожитель тянул беспутную Олю еще глубже, и родители вынесли вердикт им обоим. К тому же - по закону Оля все еще оставалась матерью Саши, но ведь она не пошла в милицию, чтобы добиться права быть со своим ребенком. Она сама сознавала свою ничтожность. Ей стыдно было признаться сожителю, что они живут на деньги ее отца, и что сама она не смогла бы дать кому-то еще хлеб и крышу над головой.

Саша. Больше всего на свете он хочет быть с мамой. Бабушка мало того, что не дает ему дышать, так еще и отравляет каждый пойманный им украдкой глоток свежего воздуха. «День рожденья у тебя будет тогда, когда я скажу!» Ее истерики, наказания, злость и раздражительность - совсем не то, что нужно ребенку для нормального, здорового развития. Поэтому он бунтует в глубине души, и наконец, решается сперва добиться справедливости, а затем украсть деньги и сбежать. Честно сказать, в детдоме этому ребенку было бы лучше… Саша не знает другой жизни, он бежит в никуда, потому что где угодно ему было бы лучше, чем рядом с бабушкой. Он привык бояться и прятаться, и, возможно, впоследствии будет, как Оля, скорее поступать наобум, нежели делать то, что его заставляют или навязывают ему. Но уже сейчас видно, что Саша сильнее своей матери. Он сражается за свою правду и свою жизнь, а также за свою маму, которая кажется ему идеалом. Он умеет чувствовать, верить и ждать. Саша - не затравленный зверек, как Оля, а мальчишка.

И, наконец, бабушка. Когда я говорила «многогранность», я имела в виду не гармоничное сочетание чувства ответственности, самозабвенной любви, склонности к самопожертвованию и при этом скверного нрава. И не надейтесь. Зато я хочу и буду говорить о безумной любви, которая губит, о жертвенности, что заставляет ненавидеть, и добродетели, достойной смертной казни. О том, как сильный, волевой человек, может превратить жизнь близких людей в страшный сон, питаясь их слабостью и подчиняя своему безумию. О том, как разрушительна ненависть эгоистов к самим себе и как бесстрашна и непобедима их слепая безумная любовь.

Бабушка превратила Сашину жизнь в ад, выстлав ему, а не себе, дорогу туда своей добродетелью.

Неудавшаяся карьера актрисы, несчастливое замужество, голод и трудности военного времени, череда бед и невзгод - чем бы еще оправдать домашнюю тиранию и необузданную жажду управлять всем и всеми вокруг? Гипертрофированная ответственность - это тоже присутствует. Причем настолько, что бабушка способна хрупкую детскую жизнь, которая почти целиком зависит от нее, и испытывать гордость от выполненного с лихвой долга.

НО. Может, и не зря жизнь этой женщины сравнивают с судьбой России. Есть вещи, которые не нуждаются в объяснениях и оправданиях, их надо просто принять, потому что они есть. Трагедия нашей жизни в том, что порой таким вещам просто нечего противопоставить. Жестокое добро мы считаем добром, потому что не существует ласкового зла. Губительная любовь по-прежнему остается любовью, и жертвы ее всегда остаются безвестными. В отличие от тех, кто умеет так любить.

Это неоднозначная история, многие найдут в ней частичку себя. Своих родителей, что тоже не редкость. Тени своего прошлого, побежденные страхи или причины своих неудач…
Когда-нибудь мы научимся принимать любовь и доброту только в чистом виде, белое видеть белым, а черное - черным. Когда-нибудь мы вырастем из всех этих компромиссов, встанем в полный рост и растопчем стереотипы. Тот кнут, что гнал не одно поколение вперед к светлому будущему и казался пряником, будет сломан, и кусочки его разотрут в прах на глазах у всего мира. Когда-нибудь.

Только скажите мне, станет ли от этого лучше?..

Постскриптум. Все написанное выше - не более, чем размышления на тему, как и прочее в этом блоге. С одним отличием - здесь субъективности кажутся мне самой особенно субъективными, так что ни в коем случае не показывайте эту запись Павлу Санаеву. Пока я не доберусь до его книги.
Previous post Next post
Up