А вам выдали чек?

Apr 03, 2022 17:48


Четыре года как не в бизнесе и, наверное, уже далек от темы, поэтому могу заблуждаться.

Сегодня позвонил мой бывший клиент, маленькая и специализированная узко компания, которая в основном работает по безналу, но все же и розничные продажи у них есть. Говорят: «Серега! У нас закончилась кассовая лента, ты нам ее привозил в 18 году. А где ты ее брал?»

Так, это, говорю, не помню. Сейчас посмотрю. Запустил 1Ску, посмотрел продажи/закуп. Честно говоря, очень интересно открыть свою жизнь заново. Нашел эту самую кассовую ленту, посмотрел у кого брал, проверил, что поставщики успешно сдохли.  Поглядел в Яндексе - лента есть в наличии, совершенно беспроблемно купить. Ну ссылку кинул, потому что решительно не знают какую именно ленту им нужно.

Поблагодарили, да и спрашивают, а можно ли вообще без нее работать?

Задумался.

Вроде как много уж лет, по факту совершения розничной продажи на территории РФ продавец выдает кассовый чек. Даже, если это продажа услуги и продавец на другом конце страны. Нет у него выбора, он не может его не выдать.

Конечно, как принято в РФ, с оговорками - вид деятельности, место осуществления ее, особенности применяемой налоговой системы и еще куча оговорок были всегда, да думаю, что и остались. Например, школьная столовая хотя и работает на очень опасном, с точки зрения продавца, месте чек кассовый имеет полное право не выдавать.



Но другой стороны, кассы же все сейчас умные. Они же все-все продажи его в налоговую отправляет. Если ты продажу сделал - чек отобъется на автомате. Это ныне тоже без вариантов. Спрашивается, зачем еще бумагу тратить?

С третьей стороны - это же факт фиксации продажи, это документ и основание для претензий или возврата товара.

То есть мимо чека ты не пройдешь от слова никак. Вопрос другой - нужна ли его выдача именно в виде бумаги?

Кассовый чек - это или электронный чек, который мы получаем при покупке или оплате чего-либо в интернете. Этот чек приходит к нам на электронную почту, которую мы указали при регистрации на сайте продавца. Или это бумажный чек, который выдает кассовый аппарат или банковская платежная система при покупке вживую.

На каждом чеке, вне зависимости от вида, есть единый набор реквизитов, который позволяет убедиться в том, что чек - подлинный. Для облегчения работы с ними есть QR-код.

Все чеки, если я правильно помню, через операторов фискальных данных, передаются в ФНС, ну и хранятся у там какое-то время. К сожалению, под рукой или в почте не осталось чеков старше одного года, поэтому утверждать, что чеки хранятся больше года не могу.

По этим реквизитам или QR-коду есть возможность получить информацию о приобретенных товарах или услугах. Например, этим отлично пользуется сервис Яндекса - Едадил ( https://edadeal.ru/perm/cashbacks/fns ) и куча иных сервисов для начисления кешбека, анализа Ваших расходов и так далее.

Копаясь сегодня в теме выяснил - чеки в электронном виде отлично доступны в приложении и на сайте сервиса "Мои чеки" - mco.nalog.ru . Это официальное приложение ФНС. Пошел проверил - да, очень многие чеки там есть, это было очень неожиданно. Как-то не готов я оказался, к тому, что родина на столько хорошо меня знает. Яндекс с Едадилом - другое дело. Но ФНС...

Кстати, в приложении «Мои чеки» для мобильного есть сканер, который отлично работает, подтягивает в систему бумажные чеки и подробную информацию о покупках и честно говоря делает это лучше, чем Едадил, которым пользуюсь для систематизации покупок, ну и получения кешбека.

Копаясь в чеках, доступных ФНС, нашел чек полугодовой давности из Ленты и там полный список товаров, которые я тогда купил. Стоп. Но ведь это - чистейшей воды розница? Как они умудрились выдать электронный чек?

Пошел в приложение Ленты - да, там действительно есть возможность включить - не получать бумажные чеки, а получать чеки в приложении и на почту. Проверил, это законно, если можно точно идентифицировать покупателя ( 54-ФЗ в последней редакции ).

Подумалось, что для отказа от бумажных чеков на государственном уровне и уход в чисто электронные чеки, достаточно какого-либо однозначного идентификатора, чтобы гарантировать выдачу чека конкретному физическому лицу.

Например, для этого отлично подходит номер пластиковой карты по которой совершен платеж или номера бонусной карты, к которой привязан телефон и адрес электронной почты. Все! Этого ныне достаточно для того, чтобы передавать данные о покупках физического лица напрямую в налоговую и не тратить кассовую ленту в принципе.

Если я правильно понимаю, то на сегодня, основная масса платежей розничных платежей совершается с помощью пластиковых или виртуальных карт. Поэтому реализация этой идеи экономически оправдана любым продавцом.

Мне кажется, стоит ждать интеграции онлайн-банков физических лиц, типа СберОнлайн и сервиса ФНС "Мои чеки" в течение этого года. Это было бы оптимальное решение и для бизнеса, и для налоговой.

Ну и для экологии. Хреново разлагается термобумага чека. Очень.

Единственная проблема, которая возникает - оплата за наличные. Вроде бы в законе нет говорится о форме оплаты ничего, но все же - наличные это анонимные платежи. И наверняка у каждого есть то, что хотелось бы оставить в тайне.

Плюсом, кажется выпусти бонусные карты, привяжи к ним ФИО и телефон, и сделай их обязательными к предъявлению при продаже - и вопрос решен. Но каждого покупателя, особенно в возрасте, не убедишь поделиться свои персональными данными, да и хранить их - тоже дело непростое.

А если мне память не изменяет, связка ФИО и телефон уже персональные.

Предположу, это неизбежное зло, анонимизация платежей - это однозначно то, с чем будет бороться государство. Думаю, что и тут можно было бы решить вопрос на федеральном уровне выпуском карты-удостоверения, например, от ФСС. СНИЛС, только в формате пластиковой карты. Или СНИЛС в виде QR-кода. Два года же мы из как-то показывали до этого везде, где могли?

Конечно, тут фантазия добавляет кучу вариантов по махинациям с оплатой, типа оплаты яхты наличкой по СНИЛС пенсионера в глухой сибирской деревне. Но решение было бы интересным.

Посмотрим, к чему придет родина.

В конкретном случае - порекомендовал таки решение с бонусными картами и правильную настройку софта кассы. Ну чем микробизнес местного масштаба хуже Ленты?

Previous post Next post
Up