Непал. Десятый день.
Dzonglha - Cho La - Gokyo.
Сегодня нам есть куда торопиться, но мы не спешим и медленно собираемся. Впереди перевал 5400м. Степа решает, что с диакарбом мне уже пора завязывать.
Деревня совсем близко от места стоянки, после нее небольшой переход под перевал - можно было вчера встать по эту сторону, есть и площадки, и ручьи. Я сильно отстаю. Догоняю парней уже под перевалом, злюсь. Меня снова накрыло горняшкой, сильно болит вся голова, мутит, очень низкая скорость. Но я вполне могу сама передвигаться и это реально опасно, потому что со стороны я выгляжу почти адекватно, но на самом деле я уже не могу объективно воспринимать ситуацию и принимать решения. Основная ошибка - думаю, что моё состояние и так видно и никому ясно не говорю о том, что мне плохо. А смысл? Пить диакарб поздно, ему нужно время, чтобы подействовать. Пить обезболивающее? Лучше уж я буду чувствовать сигналы, которые посылает мне мой организм. Что мы еще можем сделать? Не идти на перевал? Ну конечно, ага. Злюсь.
Перед взлётом снова догоняю парней, они остановились меня подождать. Надеваем каски - не зря носили весь трек. Парни начинают догадываться, что дело нечисто и окружают меня - Пётр идет первым, Степан замыкающим. Резкий взлёт, перевал даже похож на то, что мы привыкли встречать в горных походах. Нам навстречу спускаются непальцы, в сланцах на босу ногу и тазиках на голове. Мы с рюкзаками и в касках выглядим для них забавно.
После набора высоты по камням выходим на выполаживание - снег и лёд. На склонах даже встречаем в небольшую пробку из идущих нам навстречу коммерческих групп. Наверное вокруг очень красиво, я не помню - мозг воспринимал только то, что под ногами и на расстоянии вытянутой руки. Встречаем непальца, который тащит с собой одну кошку на веревочке - смешно. У нас в рюкзаках тоже есть кошки, Пётр даже предлагает их надеть, но участок пологий, действительно небольшой и падать некуда, поэтому проходим так. Кошки носили с собой зря. Но зато они давали нам уверенность в том, что мы сможем пройти по льду, если возникнет такая необходимость.
После выполаживания еще один подъем, по навигатору еще набирать метров сто, но мы быстро оказываемся наверху вместе с группой коммерческих туристов-пенсионеров, пришедших с другой стороны. На перевале я ем пол-шоколадки и думаю, что парни поступают также (на самом деле нет, они фотографировались).
С перевала спуск по сыпухе, затяжной. Сбегаю вниз отдельно от парней, максимально быстро. Желание одно - быстрее сбросить высоту. После спуска с перевала забираю налево прыжками по крупному курумнику, продолжая сброс. Парни кричат, что это неправильный путь. Мне вообще всё равно - лишь бы сбросить. Наконец меня догоняет Пётр, долго разговариваем, пока меня не отпускает. Отправляем Степу одного вперед до Gokyo, идём вдвоем. Со сбросом высоты ушла головная боль и неадекватность. Позже выяснится, что недостаток кислорода плюс отсутствие диакарба наложились на пмс, дав в результате действительно ядерную смесь.
Сбрасываем высоту до первого посёлка, пьем молочный чай. Спрашиваем, сколько до Gokyo и как туда пройти. Погода совсем испортилась - сильный туман. За нами увязывается собака и провожает до ледника. Ледник закрыт камнями, по ним вьется тропинка, образуя лабиринт. Идём по направлению и следам. Уже на выходе случается забавный момент, когда сверху летят камни, мимо нас, но я всё равно очень шустро (как мне казалось) начинаю убегать из за возможной зоны поражения вперед с криком “Камень! Беги! Беги! Беги!”.
Почти у самого посёлка встречаем взволнованного Степу, вышедшего встречать нас в лабиринте камней. Удивлен и рад, что мы быстро дошли. Мир вокруг покрыт снегом. Сначала долго обсуждаем причины и следствия сегодняшнего дня на улице, пока не замерзаем. Потом забиваемся в лоджу, греемся вокруг печки и продолжаем разбор. После наверное получаса выяснения отношений, мотивов, причин и основных ошибок решаем, что продолжать путь вместе - лучше, чем по отдельности.
Ужинаем в лодже, условия такие же - бесплатное проживание, если питаешься у них. Долго сидим в столовой. Наш план на завтра - дойти до Namche Bazaar, если получится.
В комнатах холодно. Спим в спальниках и под одеялами.
Несмотря на внутренние проблемы, план на день выполнен.
Высота ночевки примерно 4800м, такая же как и вчера.
Степан: “Эмоционально сложный день. Самочувствие внутри группы, за которым я следил последние несколько дней, вышло из-под контроля (с Петей было все ок, а вот Настя пережила не лучшие моменты). Самый высокий участок нашего трека миновал, и я позволил себе немного расслабиться. Расплатой за этой было падение общей скорости, разлад во взаимоотношениях и чрезмерный риск при прохождении перевала. К счастью, все разрешилось благополучно и мы к вечеру хоть и по отдельности все же добрались до озер и удобных лоджей рядом. После долгого разбора полетов все же продолжили путь как и раньше. Наверное, этот день всем нам пошел на пользу Как минимум, это был ценный опыт, из которого все мы сделали выводы о себе и друзьях. Позже после активной части трека пока мы шли по уже знакомым местам голова была занята самокопанием, все основные впечатления от окружающих красот были впитаны и только иногда отзывались на изменения все больше цветущей природы. Медитативное переставляние ног и палок способствует перекапывания воспоминаний. Прошлый опыт приключений в горах всегда сопровождался спортивными амбициями. Режим лося привычно включался по приезду в высокогорную зону и выключался только по возвращении в зону леса. Немного поясню, лосёвый режим - это когда метры, градусы, категории и прочие спортивные понты важнее чувств и ощущений. То же самое произошло и тут. Все же наше путешествие не было лёгкой прогулкой и вроде по началу было за чем гнаться. В какой-то момент сам процесс погони стал более важен для меня. И отпустил только после того дня. Надеюсь, когда-нибудь я смогу возвращаться в горы, чтобы просто наслаждаться их красотой.”