"Надо ожидать чуда" Об иллюстрациях Ивана Кускова

Aug 22, 2006 07:43

(Из неизвестного номера "Юного художника",
рубрика "Художник и книга", автор статьи Ольга ШИШКО)



"Дон Кихот испытывает шлем" Тушь, цветные карандаши 1983

Когда я остаюсь один, то мысленно путешествую. Попадаю в разные страны, переношусь в другое время, в иную эпоху, живу жизнью различных народов,- рассказывает Иван Сергеевич Кусков.- Это возникло у меня еще в детстве...
Великая и старая истина - художник начинается в детстве, когда человек более восприимчив, особенно чуток ко всему удивительному, когда его переполняет фантазия и он способен поверить в сказку, быль, легенду. Для посвятившего себя искусству очень важно не утратить эту способность с годами, оставаться немножко ребенком на протяжении всей жизни. Прибегая к морской терминологии, можно сказать, что берегом, от которого началось жизненное плавание Ивана Кускова, было чудесное воображение и жажда необычного. Его капитанский мостик - скромный рабочий стол мастера книжной графики, а маршруты многочисленных фантастических плаваний - путешествия с героями популярных литературных произведений.
Если мы слегка приоткроем дверь мастерской художника, то увидим разнообразие непривычных вещей, у каждой из которых своя история. Вот шпага на стене, ожидающая своего хозяина - храброго гасконца д'Артаньяна, вот копье рыцаря Печального Образа Дон Кихота. А чья же это прекрасная шаль? Наверное, ее случайно сбросила со своих плеч девушка из далекой Фландрии Неле - верная спутница доброго и честного Уленшпигеля. Айвенго, Овод, Роб Рой, Спартак - далеко не все герои, чья благородная борьба за свободу, мужественная любовь к родному краю, стойкость перед ударами судьбы с большим вдохновением воплощены в иллюстрациях Кускова. В углу комнаты - слегка запылившийся шлем идальго, а рядом - иллюстрация к роману Сервантеса, названная «Дон Кихот испытывает шлем». На рисунке волшебно сливаются воедино реальность и фантазия - то, что автор иллюстрации почерпнул из книги, и то, что подсказало ему воображение. И вот корабль воображения, отплыв от берегов Испании, бросает якорь в шумной, многолюдной гавани, называемой Фландрия. В этой стране, по которой художник странствует с пытливым интересом и вниманием, живут Тиль и Неле. Все, что с ними случается на страницах замечательного романа Шарля де Костера, находит образное выражение в иллюстрациях мастера книжной графики, который смеется и страдает, любит и ненавидит вместе со своими героями.
Подолгу можно рассматривать остросюжетные, населенные узнаваемыми персонажами иллюстрации Кускова. По духу он романтик. Рисовать начал рано. И с детских лет его особенно привлекали паровозы, аэропланы и, конечно же, шхуны, бригантины, пароходы. Он не уставал следить за всем,
что находилось в движении, устремлялось ввысь или вдаль. Движение оказалось символичным и для творчества художника, постоянно занятого поисками интересного и удивительного, любознательного ко всему новому в жизни, яркому и романтическому в литературе.
А когда возникло впервые желание делать иллюстрации? С прочтения первой же книги четырехлетний Ваня пытался перенести героев, место, время действия на лист бумаги. А как искренне было письмо мальчика, отправленное Тому Сойеру! Начинающий художник предлагал Тому приехать в Москву. Долгое ожидание... и разочарование. Сейчас Иван Сергеевич вспоминает об этом с улыбкой. А много лет назад действительно поверил в реальное существование американского подростка. Такова сила хорошей книги, так непосредственно
волновала настоящая литература. Уже в школьные годы Ваня делал акварельные иллюстрации к полюбившимся книгам - Сказкам братьев Гримм, «Маленьким дикарям» Сетон-Томпсона, «Квентину Дорварду» Вальтера Скотта. Произведения Пушкина, Лермонтова, Сервантеса, Дюма - все жадно прочитывалось в детстве.
О дальнейшем пути к цели художник рассказывает немногословно:
- После изостудии в 1939 году был принят в Московскую среднюю художественную школу. Затем - война... Мы, дети 14-15 лет, оказались в эвакуации, в Башкирии. Всем было тяжело, но и тут мне помогала книга, увлекала, будила мысль, учила. Поступив в 1947 году в институт имени Сурикова, конечно же, на графический факультет, попал к прекрасным преподавателям Борису Александровичу Дехтереву и Матвею Александровичу Доброву. Здесь постоянно рисовал, овладел техникой офорта, узнал много нового.
Большинство работ художника выполнено пером и тушью, но он успешно применяет и другие техники - акварель, гуашь, цветные карандаши, почти все, кроме угля. Разнообразны и творческие привязанности художника - Сирано де Бержерак, Атос, Гамлет.. Кто же из героев, какая книга, работа над какой темой наиболее дороги мастеру? Ответ на этот вопрос не представляет трудности: образ д'Артаньяна, томик Дюма с «Тремя мушкетерами» - вечные спутники Кускова, снова и снова он возвращается к иллюстрированию этого шедевра приключенческой литературы, не повторяя старого, уже найденного.
Обращаясь к определенной исторической эпохе,
Кусков использует любую деталь, чтобы четко передать своеобразие времени, той страны, людей конкретной национальности, о которых идет речь. Интерес к судьбам героев, постижение культуры и психологии того или иного класса, социальной группы, умение воссоздать зримый облик старинного замка, бытовой среды прошлых веков позволяют говорить о значительной исторической эрудиции художника. Его иллюстрации отличает филигранная передача деталей. Он словно любуется окружающим миром. Тщательно рисует каждую фигуру, украшение одежды, своеобразие ландшафта.
«Читаю книги разных эпох - художественные, даже научные. Много черпаю из них. А раньше просто срисовывал костюмы...» Прервем рассказ художника, чтобы заглянуть в удивительный альбом. Он оформлен Иваном Сергеевичем в стиле средневековых атласов. Ему отдавалось все свободное время автора, заносившего в альбом примечательные художественные идеи, удачные наблюдения.
Рисуя, фантазируя, создавая иллюстрационные циклы, Кусков всегда учится у мастеров прошлого. Он восторгается рисунками великого Леонардо, считает идеалом искусства книжной графики творчество Гюстава Доре.
Есть еще один источник вдохновения мастера - это музыка. Он собрал целую коллекцию пластинок. Часто слушает то, что в данный момент созвучно его мыслям, теме очередных рисунков. С радостью откликнулся Кусков на предложение издательства «Правда» проиллюстрировать книги о великих музыкантах Листе и Паганини. Образы композиторов и тема самой музыки решены художником выразительно, с редким эмоциональным богатством. Раздумья о любимой работе, жизненные наблюдения художник имеет обыкновение заносить в дневник. Он неизменно размышляет о пути, которым идет, о трудностях, ошибках, замыслах, что сопутствуют в каждодневном труде. Вот одна из таких записей: «Принимаясь за работу, непременно надо ожидать чуда, надеяться на открытие, на что-то неожиданно хорошее. В детстве что ни картинка - то открытие. А сейчас я точно знаю, что получится. Но чудо для меня в другом - в тонкости исполнения, в поисках характерной детали, в создании изобразительного сюжета книги».
На этом пути Иван Сергеевич Кусков уже многого достиг. Книги с его иллюстрациями любимы читателями, особенно юными, для которых зримый образ литературного произведения так важен и дорог.
Ольга ШИШКО



"Нападение заговорщиков" («Айвенго»)Тушь, цветные карандаши1979



"Храбрый портняжка" (Сказки братьев Гримм) Тушь, цветные карандаши1963



"Бастион Сан Жерве" («Три мушкетера») Тушь 1958



"Пари с солдатами" («Три мушкетера»)Тушь, цветные карандаши, акварель 1977



"Паганини" Тушь 1985
***для желающих могу догрузить варианты побольше, но сканы с журнала - качество фиговое, сами понимаете..
Previous post Next post
Up