Рецензия на фильм "По щучьему велению"

Dec 17, 2023 19:32


Главной целью произведения искусства, согласно древним грекам, является катарсис. В древнегреческих трагедиях это было обязательным элементом. Однако в наше время зритель как-то не стремится к подобным переживаниям, стало быть, и творцы не считают катарсис обязательным - развлекли, и ладно. Лишь бы платили.

Но вот в сказке "По щучьему велению" финал настолько мощный, что вызывает именно переживание катарсиса. И связано это с тем, что Емеля нечто забыл, побывав в потустороннем мире. Надо сказать, что потусторонний мир в этой сказке совсем не традиционный. Вроде он и загробный (поскольку там находится умершая царица), но одновременно это и волшебное царство Кощея, фактически главный источник волшебства в реальности этого мира.

И вот между обычными, человеческими персонажами, с одной стороны, и волшебными персонажами, с другой стороны, и возникает главная интрига фильма. Емеля, как и положено классическому дурачку из русских народных сказок, вроде как стремится к общепринятым ценностям (жениться на царевне), но делает это предельно смешно, глупо и "неправильно". Вместе с тем он, опять-таки, как принято в русских сказках, очень дружелюбен к животным, которые именно с ним и для него раскрывают свою волшебную сущность. Вот эта русская "глупость" в данной сказке продемонстрирована очень правильно, бережно, и идея эта раскрыта в полной мере. Емеля никого не обижает, он отзывчив и общителен, что и позволяет ему подружиться и со Щукой, и с Котом, да и с самим Кощеем.



Емеля, будучи "дурачком", изначально олицетворяет правополушарный, интуитивный мир, который противопоставлен левополушарному, рациональному миру английского посла. Вообще, линия английского посла - это яркая, хлёсткая сатира на страны Запада, получившего своё богатство за счет беспощадной эксплуатации угнетенных народов, и к тому же умеющего завернуть это своё неприглядное естество в красивую маркетинговую обёртку. А царевна, падкая на эти обманные маркетинговые уловки, изначально выглядит просто жалко. Правда, к концу сказки она демонстрирует, что превзошла в обмане и коварстве своего учителя. Ну, да не о ней речь.

Вернемся к Емеле. В сущности, Емеля и сам полноправно принадлежит к волшебному миру. В его фигуре должны примириться обычный и потусторонний мир, как у Юнга должны примириться Персона и Тень для достижения истинной интеграции личности. И когда Емеля забыл волшебный мир - вот это и есть истинная драма данной сказки. Он мучительно пытается вспомнить, от этого без преувеличения зависит его жизнь. И когда он вспоминает - вот тут-то он и становится настоящим человеком.

Несомненны параллели между Емелей и Россией, русским народом. Наши попытки презреть собственную волшебную, интуитивную, духовную сущность, наше низкопоклонство перед Западом - это не наша вина, это наша беда. И эту беду мы сможем избыть, вспомнив себя. Нет ничего лучше, чем сделать это через сказки, через контакт с бессознательным, с архетипами русского народа. И именно такую попытку сделали создатели фильма "По щучьему велению". На мой взгляд - попытка блестяще удалась. Спасибо всем причастным к созданию этой прекрасной, такой современной, и вместе с тем такой народной сказки.

Previous post
Up