Постижение Дао

Apr 28, 2023 06:28





Изучая китайский на Duolingo, я внезапно постигла Дао. Смешно конечно, да и грешно примазываться к пониманию великой культуры, не обладая соответствующими знаниями. Хотя я по молодости считала себя неплохим знатоком китайской культуры - перечитала кучу книг по буддизму, даосизму, занималась цигун и тайцзицюань. Однако знания - знаниями, но на понимание сущности я никогда не претендовала. Было просто интеллектуальное удовольствие от знакомства с чем-то необыкновенным. И только начав изучать китайский язык, я начала проникаться  - пусть ещё совсем чуть-чуть - китайским мышлением.

Но в чём же суть моего постижения? А суть в том, что нет цели, есть только путь. Лао-цзы часто уподоблял жизнь воде. Говорил о том, что река течет, не имея цели и не имея конца. Говорил о том, что приложение усилий затрудняет следование пути. Что вода сильнее всего как раз потому, что не имеет цели, при этом она принимает любую форму.



Вот и я, изучая китайский, могу только придерживаться пути, но не могу, да и не хочу иметь цель. Всегда, когда меня спрашивают, зачем я изучаю китайский, я отвечаю уклончиво или отшучиваюсь, потому что мне нечего сказать. Я изучаю просто чтобы изучать, а не для того, чтобы изучить. Сейчас я ещё очень мало знаю про китайский, но немножко уже прикоснулась к нему, и мне кажется, что между «изучать» и «изучить» в китайском языке нет разницы. Я не уверена, но действительно, иероглифы у китайцев не склоняются и не спрягаются, а понимание, что имеется в виду, достигается за счёт контекста. И я почти уверена, что изучать и изучить - это один и тот же иероглиф.

Так вот, именно изучение китайского языка является для меня тем вызовом, который может быть преодолен, только прибегнув к понятию Дао. Каждый раз, разбирая ребус китайской фразы, я могла бы иметь в виду цель - например, поехать в Китай, или читать Лао-цзы на языке оригинала. И тогда всякий раз я бы невыразимо страдала от того, как далека я от этой цели. Но я изучаю так, как изучают дети - просто как бы «трогаю» эти фразы, прикасаюсь, пробую на вкус, но не пытаюсь «съесть», то есть обладать этим знанием. И это просто доставляет удовольствие, и всё. Цели нет, есть путь.

Мне кажется, подобное отношение чем-то напоминает христианское смирение, но при этом сильно отличается от него. Смирение - это скорее готовность принять любой исход, при том что к действию эта концепция не побуждает. Смиренный человек должен просто быть, существовать и реагировать на жизненные испытания, принимая их и смиряясь с ними. Даос же избирает путь и идёт по нему. Это предполагает действие, но при этом он тоже смиренен в том смысле, что он не пытается чего-то достичь и принимает без осуждения  и гнева всё, что встречается на его пути.

Я думаю, что нынешнее увлечение целеполаганием - это и есть главный источник невротизации европейского человека. Это не новая мысль, об этом кто только не писал, например, чудесная Карен Хорни («Невротическая личность нашего времени», «Невроз и личностный рост»).  Ставя себе цель, мы подстёгиваем себя к её достижению, принуждаем себя, насилуем. Мы создаём «идеальное Я», которое уже как бы достигло всего, чего мы хотим, в нашем воображении. И эта диссоциация между идеальным и реальным Я доставляет человеку ужасные страдания, которые он маскирует чем придётся - потреблением вещей, созданием имиджа, высокомерием. Да мало ли невротических защит у современного человека? Отказавшись от достижений мировых религий и философий, современный человек европейской культуры воображает, будто бы он может, поставив цель, проложить любой путь, достичь его, подчинив себе мир. И любое препятствие в этом деле вызывает у человека ощущение провала, неудачи, за которую он наказывает себя. Получается, что мы, люди с европейским мышлением, постоянно живём под гнётом недовольства собой, а даос свободен, он избирает путь и идёт по нему. И неудача - это всего лишь элемент пути. Если у него нет цели, а есть только путь, - то какая разница, какие испытания ждут его, и какая разница, с какой скоростью он идёт?

Previous post Next post
Up