Бояться ли игры в «войнушку»?

Feb 02, 2018 10:04

Многие родители против игр с оружием, выстрелами, убийствами. Это противоречит их представлениям о том, что такое хорошо и правильно. Тут спорить не о чем. Если для вас насилие категорически неприемлемо, значит, и своим детям вы транслируете это. Правда, если ребенок все-таки хочет так играть, а вы ему запрещаете, то это … в некоторой степени насилие.

Ну, да я хотела поговорить о другом. Огромное число родителей, особенно мам, боится таких игр. Ну, как же, он же там стреляет в человека, убивает кого-то, это ужасно. Ребенок вырастет агрессивным. И вообще, играть про смерть категорически нельзя. Давайте попробуем разобраться, на сколько эти опасения справедливы.

Природой в нас заложено всего три варианта реакции на стресс.
☑️Убегать
☑️Замирать
☑️Кусаться

То есть, если мы попадаем в какую-то неприятную ситуацию, мы можем среагировать убеганием, избеганием. Взрослый ругает ребенка, а тот затыкает уши или убегает. Он не хочет получать негатив, он не хочет оставаться дальше в неприятной ситуации.

Но убегать будут не все. Кто-то может замереть. Ты ругаешься, значит, надо зажмуриться, зажаться, притихнуть, притаиться, может быть заплакать, но тихонько, и просто потерпеть, подождать, пока гроза минует. Притвориться мертвым, вдруг меня никто не тронет.

И, конечно, будут те, кто в ответ начинают бороться, сопротивляться, огрызаться. Ругает взрослый, а ребенок кричит: нет, я хороший. Поставили в угол, а он ушел. Ему говорят «нет», а он топает ногой и швыряет игрушки. Кстати, и укусить в прямом смысле может.

И только вырастая как личность, осознавая себя, мир вокруг, ценя отношения, мы начинаем видеть еще варианты компромисса или творческого решения, когда все будут довольны. Мы учимся другим способам реагирования.

При чем тут оружие и игра в войнушку? Да при том, что для детей стрелять, по сути, и есть «кусаться». Это такая игровая ситуация, когда ребенок учится противостоять внешним напастям активно. Кстати, для этого ребенку совсем не обязательно нужно оружие. Если он имеет достаточную активную позицию, он бросится на свою защиту с кулаками, например. А если развито воображением, то стрелять можно из пальца, палки или даже ложки.

➡️А теперь, как говорится, «внимание, вопрос». Вы хотите, чтобы ваш ребенок умел отстаивать свою позицию, свое мнение, бороться за себя, в конце концов?

Кстати, далеко не все дети используют оружие именно как способ «кусаться». Если у ребенка этот механизм слабо развит, он будет играть с оружием совершенно иными способами. Например, я знаю мальчиков, которые играли в магазин оружия. Им не хотелось бегать, стрелять, защищать, нападать. Им нравилось продавать его. А другой мальчик из меча придумал классный трамплин для машинок.
Дети могут играть с оружием без защитного смысла, если просто воспроизводят какие-то сюжеты: то, что им прочитали в сказках, то, что видели в мультиках и фильмах. И тогда эта игра имеет совсем иную задачу. Они просто пытаются осознать, что же они узнали, пропуская это через опыт игры. Полезная штука. Но, конечно, нельзя забывать, что все-таки надо хорошенько задумываться над тем, что именно видит, узнает ребенок в каком возрасте.

➡️Может быть, что у ребенка вообще нет оружия, но его стремление защищать себя, «кусаться» в ответ, так или иначе себя проявит. Например, знаю одну девочку, которая придумала себе необычное оружие - куклу волшебницу. Эта кукла всех заколдовывала в зверей, если они обижали девочку. Чем не оружие? И, кстати, смерть тут тоже есть. Исчез дедушка, который ругал внучку, и появился жук. Нет дедушки, который нападает. С ним расправилась кукла-оружие.

😉Некоторые родители утешают себя тем, что покупают оружие, как бы не оружие. Водяной пистолет, это что? Если ребенок будет из него стрелять в кого-то/что-то, если это попытка напасть - защитить, если в игре будут свои - чужие, то самое что ни на есть оружие. И не важно, убит или вымок в итоге. И не важно, похоже оно внешне на пистолет или автомат. А если ребенок из него поливает цветочки, именно поливает, просто выпускает красивые разные струйки и т.п., то это игра с водой.

❓Могут ли военные игры привести к ожесточению ребенка? Как ни странно, скорее нет, и даже наоборот. Когда ребенок сражается со своим страхом, когда он побеждает «плохих», когда выплескивает свой протест в игре, он снижает внутреннее напряжение. Ему становится легче, он начинает испытывать позитивные эмоции. Если же ребенку все запрещено, в том числе, и бороться со взрослым, сопротивляться, злиться, сердиться, кричать, протестовать, то все это копится внутри. И вот тогда, к сожалению, возможны разные варианты развития событий. Грубо говоря, ребенка можно сломать, и получить в итоге вялое нечто, инфантильное амебообразное. Или же очень жесткого человека, который найдет способ получения облегчения, доставляя боль другим.

☑️То есть получается, что если ребенку хочется воевать с кем-то, это хорошо? Если хочется - да, прекрасно. Обратите внимание, какие роли примеряет на себя ребенок в таких играх? Героя, спасителя, очень сильного, крутого, классного персонажа. Он хочет быть таким. Он хочет быть хорошим. И набирает опыт, как это может быть. Проживает в разных вариантах, нащупывает истину. Тут же и проработка системы ценностей происходит, то самое «что такое хорошо и что такое плохо».

☑️Больше того, если ребенок играет в игру не один, а в компании, он усваивает деление на «своих» - «чужих» на новом уровне. Да, маленький ребенок это умеет - он плачет, когда к нему тянет руки незнакомый взрослый. Но вырастая, нужно развивать и этот навык. Как понять, кто тут «свой»? Что значит быть в команде? Как это - действовать сообща?

☑️Но если не хочется стрелять - это тоже нормально. Имеет право идти другим путем. Правда, тут часто родители все равно начинают переживать, особенно папы: ты что, не мужик? Ты почему не хочешь пострелять?

🔜А что же делать с темой смерти, которая возникает непременно в этих играх? Про это я напишу в другой раз, если вам это интересно. Оставляйте комментарии, и я обязательно продолжу эту тему. 😉

мысли_вслух, мои проекты, игры

Previous post Next post
Up