Игра, игрушки, возраст

Jan 23, 2018 10:43

Вчера наблюдала две интересные истории про детей, игры и игрушки

История 1
У Аленки в саду карантин по ветрянке, а значит, в сад нельзя приносить игрушки из дома, да и большая часть игрушек сада тоже убирается - их нужно каждый день обрабатывать. Значит минус все мягкие игрушки, куклы и т.п. А оставшиеся делят на 2-3 порции: одна в игре, одна в обработке, третья сушится. В итоге, игрушек почти нет. И тут становится очевидно, кто умеет играть, а кто нет. Потому что те дети, кто уже освоил сюжетную, сюжетно-ролевую и т.п. игры, могут организовать игру и с минимальным количеством предметов, и без них, заменяя игрушки пальцами, карандашами, рисунками, тем, что есть под рукой. А большая часть группы слоняется от стены к стене, лежит, сидит и ноет. Они не могут играть без игрушек. Они не умеют, не научились. И даже, когда их зовут в игру, с трудом «въезжают» в происходящее.
- Л., ну, смотри, вот тут будет твоя машина, - говорит Аленка и показывает на стульчик. Мальчик подходит, садится, недоуменно смотрит по сторонам.
- А руль где?
- Ну, вот так, понарошку, - говорит Аленка и показывает, как руками держится за воображаемый руль.
- Я так не могу.

Вывод прост: детей нужно учить играть, и тогда они смогут играть по-разному, в любых условиях.

История 2
К нам пришла классная Алисы. Стандартное посещение детей дома, учителя обязаны знать ситуацию, условия жизни ребенка и т.п. Но И.А. не просто смотрела, но и задавала Алисе не только стандартные вопросы:
- Я вижу у тебя много книжек, а какие из них твои любимые?
- А это в коробках настольные игры? А кто в них играет? А какую ты любишь? А почему?
- Это твое рабочее место, а что ты за ним делаешь кроме уроков?
- А что ты делаешь по дому? Как помогаешь родителям? Что ты больше всего любишь делать? Что не любишь?
- Что ты делаешь в свободное время?
Понятно, что в ответ про свободное время, ребенок ответил, в том числе, и про «играю».
- На телефоне? - тут же спросила учительница.
- Неееет! С игрушками! - сказал мой ребенок. И пошла показывать их последнюю игру с Аленкой, когда они обустраивали собачий мир, со школой и детским садом для щенков, с магазином и больницей, с рекой, садом и т.п.

И вот классная поделилась. Раньше дети всю начальную школу играли. Кто больше, кто меньше, но у всех были игрушки. А последнее время, чуть ли не с первого класса, дети играют на телефонах/планшетах/компьютере/приставке. И почти не играют ни в настольные игры, ни тем более с куклами/конструкторами/машинками.

Тут сложнее с выводами. Я уверена, что детям важно играть по-разному. Важно развивать свои навыки игры: самому организовывать, создавать игровые миры, креативить, придумывать, мастерить, придумывать и развивать сюжеты-роли... В принципе, все это можно найти и в компьютерных играх (кроме мастерить руками). И если ребенок лет 9-12 играет в разные игры - то не так важно, как это организовано. Но вот в чем дело, чаще всего дети играют в очень простые однотипные игры. А освоить другие сложно, потому что базовых навыков игры, которые и приобретаются в детстве, на солдатиках-куколках-машинках, в играх с другими детьми, их нет. Не от чего оттолкнуться. А прикладывать усилиях готовы, опять же, далеко не все.

мысли_вслух, Алёнушка, 9 лет, детский дневник, Алиса, детский сад, игры, 5 лет

Previous post Next post
Up