Так никто не "проучивает" специально. Тут все просто - последствия как раз естественные. Они следуют не потому, что мама злая, или мама что-то там придумала, а потому что вот так получилось. Ну, вот другой пример. Алиса ходила на горку и мокрые варежки не повесила на батарею. Когда надо было идти с собакой, они оказались мокрыми. Все. Ее кто-то проучил? Наказал? Нет. Она просто получила результат своих поступков. Ей было интересно побыстрее побежать играть, и поэтому с собакой пришлось идти не в тех варежках, в которых можно снежки лепить, а в других. Было неудобно. Поэтому она первым делом повесила варежки на батарею. Или еще вариант. Слава не сложил рюкзак с вечера. Днем оказалось, что он забыл паспорт, без которого на соревнования не регистрируют. Пришлось бежать с высунутым языком за паспортом домой, нервничать. На следующие соревнования сложил все заблаговременно. Понятно, что такой эффект может быть более или менее коротким. Но он есть! Отсроченные желания... Конечно, хочет сейчас. Тут и просто потому, что вкусно, и потому что наглядно-действенное мышление никто не отменял. Но... у нас есть то, что называется волевая сфера - умение управлять собой и своими эмоциями, своими действиями и желаниями. Она медленно развивается, но развивается как раз вот на таких штуках, когда ждешь, получаешь не сразу и т.п. Так что такие ситуации вполне себе полезны, если не только из них состоит жизнь ребенка. Да, пока ребенок совсем малыш, брать его в магазин - то еще испытание и для ребенка, и для взрослого. И это стоит делать только по очень веской причине. Но подросший ребенок запросто может проживать такие уроки. И наоборот, я считаю, что этот опыт очень полезен, важен и нужен, только в гомеопатических дозах.
А у нас не работает ни на варежках, ни на ботинках, на на не сложенных портфелях, ни в 1 раз, ни во 2, ни в 3. У нас просто другой подход, нам это по барабану..., и все последствия мы игнорируем. Нет и не надо, грязное , порванное да и ладно. Последний звонок учителя- смех сквозь слезы, на уроке английского не стала писать контрольную, потому что.... "Дома мне мама переводит, мы вместе урок делаем ". вывод- мама виновата, не пришла на контрольную. Нет желания нести ответственность за свой успех, не успех, сделать вывод, сделать так, чтобы не повторилось. наверно наша гиперопека. Но если где-то надо позаботится об отлывании от каких-то обязанностей, там мастера, там опыт быстро схватывается)).
так, может быть, дело в том, что последствий не возникает? потому что если не в чем идти гулять, а гулять хочется, то это последствия. а если нет любимых штанов - ботинок и т.п., но мне сойдет надеть другие - то это не последствия если не писал на контрольной и просто учительница поругала - но это не трогает - это не последствия а если за ненаписанную контрольную ты остался без карманных денег - то это последствия. или тебя придурком назвал друг - это последствия
в том и дело, что у вас последствия наступают пока для родителей, а не для ребенка - это не последствия, на самом деле
нет. пока не пофигизм, а слишком широкие рамки ну, например, у ребенка 100 машинок, потеря одной, если она не САМАЯ любимая, будет вообще незаметна а вот если машинок 3 - то потеря даже одной будет значительной и заметной если ребенок не хочет на тренировку, то вариант, когда пришел без кроссовок и вынужден вернуться домой - ничему не научит. он не получил неприятные последствия. скорее наоборот - он и не хотел, а тут такой повод... А вот когда хотел на соревнования, и оказалось, что паспорт забыл дома, заставит не только нестись со скоростью домой за справкой, дико переживать, и с тех пор проверять и класть паспорт перед всеми соревнованиями, даже когда не нужно, на всякий случай...
Или вот прекрасный пример. Плохо прикрепил номер на соревнованиях. Номер отвалился, сползал, мешал бежать. Снял номер, нес в руках. Но по правилам - дисквалификация. И вместо призового места, он по времени получился вторым, а это кроме уважухи еще и деньги были, куча дерьма от судей, упреки тренера да и сам расстроился. Знаешь, что он попросил купить, вернувшись с соревнований? 2 набора больших булавок, чтобы крепить номер на всякий случай еще и булавками, не надеясь на органихаторов. Все! Один раз его сильно научил. И теперь, я уверена, он никогда не снимет номер просто так.
А если вот никаких желаний, кроме просмотра киношек и "балды гоняния". У нас по-видимому гиперопека и жесткие рамки с постоянным контролем. Но и отпустить вожжи не получается, пробовали, буквально через неделю ужас-ужас-ужас по всем вопросам. Потом выкарабкиваться из этого очень тяжело, мне и мужу. А им наверно, просто родители опять озверели, покоя не дают. Даже то, что первоначально хочется, ролики, велосипед, музыкалка, как только выясняется, что для заметного результата надо постараться, поработать, весь интерес пропадает. Летом заставляла заниматься фоно, на первом собрании выступала, очень хвалили.Ну и давай на гребне успеха, почувствовала, что приятно, работай дальше. Нет, мама контроль ослабила, все к инструменту подходить перестала, но мечтает о поездках , выступлении. То есть хотим пряничек получить, при лежании на печи. Но тут хоть какие-то амбиции, может еще получится зацепиться, подстегнуть интерес. Вторая и этого не проявляет.((
потому что пропущено важное. пропущено время пробуждения самостоятельности. оно было в 2 года. это, кстати, один из самых сильных для меня аргументов брать малышей (понимаю, что это жестоко по отношению к детям постарше, но если ребенок не прошел эти этапы, оказался в системе очень маленьким, менять что-то в подрощенном состоянии ну очень очень сложно). в принципе, оно должно постепенно появиться. как возвращается доверие и вырастает привязанность, так и самостоятельность должна где-то вырасти. именно самостоятельность + личная мотивация + ответственность дадут то, что вы с мужем хотите. у них пока не отросло. то есть банально неоткуда этому взяться. я бы попробовала как с 3-4 летками: когда за руку, а потом на 1 минутку отпускаем, и тут же контролируем через эту минуту. В каком-то смысле, они как раз эти самые 3-летки и есть - они только привязались, а им бы пора начать отталкиваться и хотеть чего-то самим. А они не готовы к этому, как мне кажется, по твоим рассказам. Ведь откуда рождается стремление "я - сам" - от сепарации с родителями. Я уже хочу идти дальше, я уверен в себе, мне надо больше. Поэтому первый импульс - отталкиваемся от родителей и пробуем САМ. Вот тогда и последствия прилетают и корректируют этот самый полет. А если начального импульса нет, то и ничего нет. Так что думаю, тут самый главный момент - продолжать быть рядом, давать им возможность зависить + растить мотивацию + давать возможность быть "сам". Рано или поздно они смогут.
Спасибо большое за пояснения. Где-то я и сама интуитивно это чувствую, пытаемся отпускать, но тут же возвращаем, да еще с негативной реакцией от нас к ним, вот как бы с этими качелями не навредить? А насчет 3-леток, муж так к ним иной раз и обращается- "малепусики". Видно дети это тоже чувствуют, в классе не очень их воспринимают, если как то по баловаться, то да, а дружбы ни с кем не возникает, интересы их в играх с ровесниками не совпадают, с большим удовольствием играют с младшими на пару лет детьми. Но у нас ведь не системные дети, хотя конечно заброшенные. Поэтому я все страсти с системными детьми на себя стараюсь не примерять, а считаю, что просто социально не адаптированные, хотя может быть это одно и то же)). У нас еще большая проблема с контролем времени, вот абсолютно "счастливые часов не наблюдают" , такое впечатление, что они живут вне времени, не сказали "пора что-то делать", сами вообще не знаем, и даже понятия не имеем даже приблизительно сколько на что нужно времени- задаешь вопрос - прострация полнейшая. Раньше я считала, что просто не понимают по часам, но сейчас часы понимают, а вот чувство времени отсутствует. Это с какой стороны "лечить"?, от чего это идет?
не важно, что они не были с младенчества. но что там было с отношениями-то? понимаешь, может быть, быть самостоятельной было опасно... в принципе, не важно почему там оно не сработало. важно то, что это не выросло. а значит тупо возвращаемся к тому моменту, который вырастанию предшествует время это тоже про самостоятельность. время отмерять нужно тому, кто хочет предсказать последствия, кто берет на себя ответственность. А прежде чем взять ответственность, нужно захотеть. Т.е. сначала самостоятельность - потом ответственность. Но проблема в том, что самостоятельность не получится раз и вручить ребенку. Мы не можем извне сделать ребенка самостоятельным. Самостоятельность - это внутренняя потребность. Это должно назреть там, у них. Мы можем подпинывать по чуть-чуть, мол, попробуй, смотри как ты можешь, ух ты и т.п. Но если они не будут это подхватывать - придется продолжать "за руку" и потом снова подпинывать :) И поэтому с ровесниками не совпадают. Они реально пока не доросли. Но постепенно должны. Главное, попробуйте уменьшить ожидания. Чтобы не было негатива в тот момент, когда они "не берут". Не взяли, ок, "давай руку", пойдем снова вместе. Тебе сложнее, потому что они не были с тобой карапузами. А ты представляй, что вот это - карапуз, и он очень хочет забраться на горку. Но нога не достает ступенек. И мы его держим, подталкиваем, помогаем нащупать ногой новую ступеньку и т.п. Это очень большой труд. Но елки-иголки, а вариантов других нет :)
Ну, вот другой пример. Алиса ходила на горку и мокрые варежки не повесила на батарею. Когда надо было идти с собакой, они оказались мокрыми. Все. Ее кто-то проучил? Наказал? Нет. Она просто получила результат своих поступков. Ей было интересно побыстрее побежать играть, и поэтому с собакой пришлось идти не в тех варежках, в которых можно снежки лепить, а в других. Было неудобно. Поэтому она первым делом повесила варежки на батарею.
Или еще вариант. Слава не сложил рюкзак с вечера. Днем оказалось, что он забыл паспорт, без которого на соревнования не регистрируют. Пришлось бежать с высунутым языком за паспортом домой, нервничать. На следующие соревнования сложил все заблаговременно.
Понятно, что такой эффект может быть более или менее коротким. Но он есть!
Отсроченные желания... Конечно, хочет сейчас. Тут и просто потому, что вкусно, и потому что наглядно-действенное мышление никто не отменял. Но... у нас есть то, что называется волевая сфера - умение управлять собой и своими эмоциями, своими действиями и желаниями. Она медленно развивается, но развивается как раз вот на таких штуках, когда ждешь, получаешь не сразу и т.п. Так что такие ситуации вполне себе полезны, если не только из них состоит жизнь ребенка.
Да, пока ребенок совсем малыш, брать его в магазин - то еще испытание и для ребенка, и для взрослого. И это стоит делать только по очень веской причине. Но подросший ребенок запросто может проживать такие уроки. И наоборот, я считаю, что этот опыт очень полезен, важен и нужен, только в гомеопатических дозах.
Reply
Reply
потому что если не в чем идти гулять, а гулять хочется, то это последствия.
а если нет любимых штанов - ботинок и т.п., но мне сойдет надеть другие - то это не последствия
если не писал на контрольной и просто учительница поругала - но это не трогает - это не последствия
а если за ненаписанную контрольную ты остался без карманных денег - то это последствия. или тебя придурком назвал друг - это последствия
в том и дело, что у вас последствия наступают пока для родителей, а не для ребенка - это не последствия, на самом деле
Reply
Reply
ну, например, у ребенка 100 машинок, потеря одной, если она не САМАЯ любимая, будет вообще незаметна
а вот если машинок 3 - то потеря даже одной будет значительной и заметной
если ребенок не хочет на тренировку, то вариант, когда пришел без кроссовок и вынужден вернуться домой - ничему не научит. он не получил неприятные последствия. скорее наоборот - он и не хотел, а тут такой повод...
А вот когда хотел на соревнования, и оказалось, что паспорт забыл дома, заставит не только нестись со скоростью домой за справкой, дико переживать, и с тех пор проверять и класть паспорт перед всеми соревнованиями, даже когда не нужно, на всякий случай...
Или вот прекрасный пример. Плохо прикрепил номер на соревнованиях. Номер отвалился, сползал, мешал бежать. Снял номер, нес в руках. Но по правилам - дисквалификация. И вместо призового места, он по времени получился вторым, а это кроме уважухи еще и деньги были, куча дерьма от судей, упреки тренера да и сам расстроился. Знаешь, что он попросил купить, вернувшись с соревнований? 2 набора больших булавок, чтобы крепить номер на всякий случай еще и булавками, не надеясь на органихаторов. Все! Один раз его сильно научил. И теперь, я уверена, он никогда не снимет номер просто так.
Reply
Летом заставляла заниматься фоно, на первом собрании выступала, очень хвалили.Ну и давай на гребне успеха, почувствовала, что приятно, работай дальше. Нет, мама контроль ослабила, все к инструменту подходить перестала, но мечтает о поездках , выступлении. То есть хотим пряничек получить, при лежании на печи. Но тут хоть какие-то амбиции, может еще получится зацепиться, подстегнуть интерес. Вторая и этого не проявляет.((
Reply
в принципе, оно должно постепенно появиться. как возвращается доверие и вырастает привязанность, так и самостоятельность должна где-то вырасти. именно самостоятельность + личная мотивация + ответственность дадут то, что вы с мужем хотите. у них пока не отросло. то есть банально неоткуда этому взяться.
я бы попробовала как с 3-4 летками: когда за руку, а потом на 1 минутку отпускаем, и тут же контролируем через эту минуту.
В каком-то смысле, они как раз эти самые 3-летки и есть - они только привязались, а им бы пора начать отталкиваться и хотеть чего-то самим. А они не готовы к этому, как мне кажется, по твоим рассказам. Ведь откуда рождается стремление "я - сам" - от сепарации с родителями. Я уже хочу идти дальше, я уверен в себе, мне надо больше. Поэтому первый импульс - отталкиваемся от родителей и пробуем САМ. Вот тогда и последствия прилетают и корректируют этот самый полет.
А если начального импульса нет, то и ничего нет.
Так что думаю, тут самый главный момент - продолжать быть рядом, давать им возможность зависить + растить мотивацию + давать возможность быть "сам". Рано или поздно они смогут.
Reply
У нас еще большая проблема с контролем времени, вот абсолютно "счастливые часов не наблюдают" , такое впечатление, что они живут вне времени, не сказали "пора что-то делать", сами вообще не знаем, и даже понятия не имеем даже приблизительно сколько на что нужно времени- задаешь вопрос - прострация полнейшая. Раньше я считала, что просто не понимают по часам, но сейчас часы понимают, а вот чувство времени отсутствует. Это с какой стороны "лечить"?, от чего это идет?
Reply
время это тоже про самостоятельность. время отмерять нужно тому, кто хочет предсказать последствия, кто берет на себя ответственность. А прежде чем взять ответственность, нужно захотеть. Т.е. сначала самостоятельность - потом ответственность.
Но проблема в том, что самостоятельность не получится раз и вручить ребенку. Мы не можем извне сделать ребенка самостоятельным. Самостоятельность - это внутренняя потребность. Это должно назреть там, у них. Мы можем подпинывать по чуть-чуть, мол, попробуй, смотри как ты можешь, ух ты и т.п. Но если они не будут это подхватывать - придется продолжать "за руку" и потом снова подпинывать :)
И поэтому с ровесниками не совпадают. Они реально пока не доросли. Но постепенно должны.
Главное, попробуйте уменьшить ожидания. Чтобы не было негатива в тот момент, когда они "не берут". Не взяли, ок, "давай руку", пойдем снова вместе. Тебе сложнее, потому что они не были с тобой карапузами. А ты представляй, что вот это - карапуз, и он очень хочет забраться на горку. Но нога не достает ступенек. И мы его держим, подталкиваем, помогаем нащупать ногой новую ступеньку и т.п.
Это очень большой труд. Но елки-иголки, а вариантов других нет :)
Reply
Reply
Leave a comment