Тематическое занятие "Суп"

Nov 10, 2015 07:53

Меня постоянно спрашивают, про то, как мы занимаемся с детьми, как успеваем, как готовимся и планируем занятия. Вообще-то, это - тема для большого и серьезного разговора. Но сегодня я хочу рассказать о том, как мы играем без всякого плана, когда просто сама ситуация провоцирует нашу активность.
Итак, как мы готовили суп или
Тематическое комплексное занятие "Суп" для детей 3-7 лет
черным - это то, как я бы рассказывала просто о нашей деятельности.
синим я специально показала, как это можно было бы описать с точки зрения методики, развития и т.п.

Надо было приготовить суп, и я с дочками пошла на кухню

Цель занятия
- познакомить детей с процессом приготовления супа
- познакомить с многообразием супов
- развитие мелкой моторики
- развитие навыков самообслуживания и практической деятельности
- развитие словарного запаса
- развитие артикуляционного аппарата
- проработка грамматических категорий рода, числа, падежа
- продолжение знакомства с частями речи: глагол, прилагательное
- развитие навыков образования прилагательных от существительных
- совершенствование навыков счета
- совершенствование навыков сравнения чисел, с опорой на составление пар
- развитие навыка решения задач на сложение и вычитания с опорой на предметы
- развитие памяти
- развитие мышления
- развитие восприятия
- развитие внимания
- развитие навыков письма
- развитие навыков измерения жидкостей и сыпучих продуктов

Сначала девочки помогали мне чистить и резать овощи, мыть рис, наливать воду, солить. Понятно, что по ходу мы обсуждали, что нужно положить в суп, как он при этом будет называться, какие бывают еще супы, какие им супы нравятся, а какие нет

1. Что нужно для супа?
Спросите у детей, что нам понадобится для приготовления супа. Называемые ими ингредиенты доставайте и кладите на стол. С помощью наводящих вопросов помогите догадаться, что еще они забыли.
2. Какой суп?
Если суп из овощей - он овощной. Как будет называться суп из курицы? Из мяса? Как можно назвать суп из капусты? Из щавеля? Из фасоли? Гороха?
А из чего сварили рыбный суп? А молочный суп из чего приготовлен? А свекольный?
А бывает ли мыльный суп? А яблочный? А грибной? А ты пробовал когда-нибудь дубовый суп?
Баба Яга приготовила мухоморный суп. Как ты думаешь, из чего она его варила?
Мишка хочет сварить суп из шишек. Как он будет называться?

3. Практическое упражнение - чистим овощи
С помощью овощного ножа покажите ребенку как чистить морковь, картошку. Помогите ребенку почистить овощи.



Посмотрите, сколько сосредоточенности в работе, и сколько радости, когда все получилось.



И не важно, что малышу пока не справиться полностью. Даже то, что он сможет очистить только часть морковки - уже здорово.



4. Считаем и решаем
Попросите ребенка посчитать сколько каких овощей вы приготовили для супа. Чего больше? На сколько? Сколько всех овощей вместе?
Создайте несколько предметных задач, например:
Аленка почистила 1 картофелину и 2 морковки. Сколько всего она почистила овощей?
У Алисы было 3 картофелины, она порезала 2, сколько у нее осталось целых картофелин?

Или вот так. Посчитать - это легко. А вот как разложить поровну на 2 тарелки. Это - уже непростая задача.
И да, не удивляйтесь, сколько тут моркови почищено :) У нас все дети ее едят в огромных количествах. Почти все, что вы видите на фото уйдет не в суп :)



5. Практическое упражнение - измельчаем овощи
Расскажите, что в суп мы по-разному измельчаем овощи. Одни - режем, другие трем.
Покажите ребенку, как нужно резать овощи, дайте попрактиковаться в этом.



Натрите вместе с ребенком овощи на терке.



6. Измеряем
Помогите ребенку с помощью мерного стакана и мерной ложки отмерить нужное количество воды, соли, специй.

7. Практическое упражнение - моем крупу
Объясните ребенку как нужно мыть крупу, выдайте необходимую емкость. Организуйте процесс мытья.

Поставили мы суп вариться, стали порядок наводить, ну и тему продолжили: поболтали, повспоминали

8. Практическое упражнение - уборка
Обсудите с ребенком, что нужно убрать, что вымыть, что вытереть. Если ребенок еще не умеет выполнять данное действие, показывайте, обучайте. Если умеет, создайте условия для уборки.
Подчеркните, как хорошо, уютно, красиво стало на кухне, когда на ней навели порядок.



9. Записываем рецепт
Расскажите ребенку, что такое рецепт, для чего их записывают. Покажите, если у вас есть, свою книгу рецептов, какие бывают книги рецептов: с картинками, с фото, с видео.
Запишите вместе с ребенком рецепт, по которому вы готовили суп. Не надо писать подробно, достаточно писать короткие указания. Например:
- налить воды 4 чашки
- 1 ложка соли
- морковку натереть
если ребенок еще не очень хорошо умеет писать, он может записать только названия продуктов
- картошка
- морковка
и т.п.



Да, в записи пока есть ошибки. И цифра 7 перевернулась. Так бывает, пока ребенок учится. Мы их можем просто исправить, а можем, сначала обсудить, подсказать, как проверить слово в следующий раз. Тут все зависит от того, на каком этапе освоения письма, находится ребенок.

А если ребенок еще не умеет писать и читать - напишите сами и прочитайте вместе то, что записано.

10. Что мы делали?
Вместе с ребенком назовите все те действия, что вы сегодня делали, пока готовили суп: чистили, резали, мыли, сыпали, лили, измеряли и т.п.
Спросите, в чем разница между словами
мыли - вымыли, резали - разрезали, засыпали - высыпали - просыпали, чистили - вычистили - прочистили. Попросите привести примеры, когда правильно использовать каждое из слов.

11. Свойства предметов
Вспомните вместе с ребенком, все ингредиенты, которые вы использовали в приготовлении супа. Теперь каждый из них старайтесь как можно лучше, разнообразнее охарактеризовать, назвать как можно больше свойств
Морковка: оранжевая, сырая, твердая, гладкая, чистая, почищенная, вкусная, сладкая, холодная, мокрая, полезная, аппетитная, длинная, толстенькая, хрустящая и т.п.

12. Поиграем в загадки
Описывая свойства и те действия, что мы проводили с одним из продуктов, предложите ребенку угадать, о чем речь.
Например
Мы достали этот продукт из холодильника. Сначала мы его почистили, потом терли на терке. (Морковка)
Предложите ребенку самому загадать вам такую загадку

13. Один - три - много
Предложите ребенку поизменять слова по схеме
Одна морковка - три морковки - много морковок

14. Артикуляционная игра: варим суп
Каждое действие повторяем несколько раз, и только потом переходим к следующему

Берем большую кастрюлю - широко раскрываем рот
Взяли мы толстую картошку - надуваем щеки
и стали ее чистить - нижней губой наезжаем на верхнюю
Взяли мы морковку длинную - тянем губы трубочкой
и стали ее чистить - верхней губой наезжаем на нижнюю
Стали мы картошку резать - язык двигается вправо - влево от уголка до уголка рта
Стали мы морковку тереть - язык высунут вперед, двигаем вверх - вниз
Посолили - язык расслабленный, лежит на нижней губе, верхней губой хлопаем по языку, приговаривая пя-пя-пя-пя
Наливаем воду в кастрюльку - делаем чашечку языком и вытягиваем чашечку вперед перед зубами
Размешали ложкой суп - круговые вращения языка по верзней и нижней губе в обе стороны
Ах, какой вкусный суп у нас получился - щелкаем языком
Ой, горячий - дуем длительно

15. Что пропало?
Для детей помладше берем несколько предметов: ложки, вилки, крышки и т.п. Выкладываем перед ребенком, просим запомнить. Через 5 сек ребенок отворачивается, мы один из предметов забираем. Его задача, повернувшись назад, назвать, что пропало.
Если ребенку легко дается такая игра, усложняем:
- кладем несколько одинаковых предметов,
- просим запомнить не только предмет, но и то место, где он лежал,
- не только убираем, но и добавляем предмет,
- меняем местами оставшиеся предметы.

16. Жестовая игра "Варим суп"
каждое действие повторяем 2 раза, сначала одной рукой, потом, поменяв руки

Варим суп, варим суп, вкусный овощной - делаем круговые движения, как будто размешиваем суп
Мы картошку чик-чик-чик - рубим ребром одной ладони по раскрытой ладошке второй руки
Мы морковку вжик-вжик - вжик - энергично трем кулачком раскрытую ладошку второй руки
От капусты стало густо - шевелим пальчиками и поднимаем руки вверх
Лук, лучок, петрушка и укроп - одной рукой с силой, энергично тянем прямы пальчики второй руки
Посолить забыли - ну, теперь сварили - перебираем пальцами в щепотке, утираем рукой пот со лба

17. Что забыли?
Начинаем вместе с ребенком вспоминать, что мы клали в суп. Задача ребенка на слух понять, какой продукт забыли.

К этому моменту у нас уже был готов суп, так что мы сели обедать. А еще можно были и дальше продолжить тему
- сварить суп для куклы, делая нужные продукты из пластилина или заменяя крупой, пуговицами и т.п.
- сыграть в пальчиковые или жестовые игры типа "капустку рубим"
- нарисовать
- сделать аппликацию
- поговорить про пользу овощей
и т.п.

В чем фишка? Да в том, что никакой подготовки не было :) Мы просто пришли, и варили суп. А все, что я тут записала, оно само по ходу придумывалось, потому что ситуация подсказывала, чем заняться.
Да, конечно, для такого придумывания нужен и опыт, и некий набор "инструментов" - игр, упражнений, знаний. Но главное, что нужно, для того чтобы из "ничего" сделать такое полезное дело - это системное представление о том, как и что развивается у ребенка. Не получится развивать толком речь, если не знать, что на нее влияет. Не получится научить математике, если не понимать, что стоит за этим словом "математика".

Я не обещаю, что вы сможете вот так быстро придумывать такие игры. Но если вы хотите, я помогу вам разобраться с тем, как развивается речь ребенка. И для вас не будет проблемой поиграть с ребенком, задействуя разные направления развития речи, чтобы стимулировать ее наиболее эффективно. Собственно, об этом мой проект "Остров речевых сокровищ". Мы отправляемся в увлекательное путешествие за кладом - за пониманием того, как развивается речь вашего ребенка, и чем вы можете ему помочь.

русский язык, радости жизни, математика, самостоятельность, моторика, логика, 4 года, отвечаю на вопрос, 5 лет, мои проекты, 3 года, никаких секретов, Алёнушка, внимание-память, Алиса, речь, 6 лет, игры, чтение, работа, символы-буквы-цифры, 7 лет

Previous post Next post
Up