Одна немаловажная причина развала государств.

Feb 09, 2014 18:07

Оригинал взят у ltraditionalist в Одна немаловажная причина развала государств.
Есть много всяких причин, по которым распадаются великие империи и государства. Тут и внешние вторжения, и внутренние беспорядки, и природные стихии, и "старение" цивилизаций, утрата ими былой "пассионарности"... Всё это верно. Недаром ведь существует такое понятие как "небесная твердь". Нигде в священных текстах не говорится про "земную твердь", хотя, казалось бы, это звучит вполне разумно: земля - твёрдая, а на небе - изменчивые облака, "атмосфэра"...Но если заглянуть за пределы атмосфэры... в космос... У древних греков слово "космос" имело значение "порядок", "упорядоченное движение небесных светил", и противополагалось, противопоставлялось "хаосу". Так вот, на Земле, где появляются и исчезают континенты, где надвигаются и отступают ледники, где происходят "всемирные потомы", нет никакой "тверди". Всё изменчиво, прихотливо, нестабильно. Тогда как на Небе - "порядок", "твердь"...

Так вот, помимо всех естественных, природных, стихийных причин развала государств и империй, имеется ещё одна немаловажная причина, которую многие не видят и не замечают.

Начнём, пожалуй с Церкви, ибо в ней эта причина расколов обозначилась наиболее рельефно и ярко. Вначале посмотрим на раннехристианские общины, и, в частности, на первую иерусалимскую общину, описанную в Деяниях Апостолов. "Все верующие были вместе и имели всё общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого; и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца" (Деян. 2:44-46). То есть верующие жили одной большой и дружной семьёй, где все друг друга знали и заботились друг о друге, по мере сил и возможностей. Во всякой христианской общине выделялась группа лиц, особо уважаемых ченами за свою преданность Церкви - епископы и диаконы. Наряду с ними в раннехристианских документах упоминаются старейшины (пресвитеры). Однако важно заметить, что на раннем этапе христианства (30 - 130 гг. н. э.) эти лица находятся в живом единении с общиной, их власть имеет не правовой характер, а благодатный, свободно признаваемый собранием. То есть их власть в первом веке существования церкви держалась чисто на авторитете и уважении, исходящем от признания их святости.

Затем - постепенно - возникает церковная бюрократия, которая самозамыкается в своеобразный "междусобойчик". Церковные прелаты живут отдельно, и прихожане живут отдельно. Иногда, по большим праздникам, простые верующие могут лицезреть папу или патриарха, но вообще, как правило, церковный клир "тусуется" при дворах князей и королей. И происходит "охлаждение" веры. В маленькой иерусалимской горнице тепло, - "в тесноте, да не в обиде", - а в огромном соборе св. Петра холодно: там никто никого не знает, все чужие друг другу. От "охлаждения" происходят все расколы. Вначале монахи уходят в пустыни и образуют там маленькие общины-киновии, в которых восстанавливают раннехристианский семейно-общинный дух. Затем от "холодной" Церкви откалываются многочисленные сектанты, которые в своих маленьких общинах "греются" у семейного огонька. Почему, вы думаете, так живучи секты, несмотря на все гонения? Да потому что у баптистов в молитвенном доме все знают друг друга, общаются друг с другом, ходят в гости друг к другу, все "братья" и "сёстры" друг другу. А в православном храме - придёт человек, а вокруг него одни незнакомые, чужие лица, поставит он свечку, постоит немного, перекрестится, и пойдёт домой. И придёт ли он ещё раз в "холодный" храм - это большой вопрос.

В принципе, то же самое происходит и с государствами: поначалу они сохраняют древний общинный дух, но затем - постепенно - образуется государственная бюрократия, это "государство в государстве", своего рода "клир", и интересы государства расходятся с интересами народа. На заре существования Русского государства князь Владимир (да и не только он один) регулярно устраивает пиршества, своеобразные аналоги раннехристианских агап («вечери любви» совместные вечерние пиршества, устраивавшиеся в воспоминание о Вечере Господней). При последнем русском царе Николае II происходит ужасная давка на Ходынском поле, которая символизирует предельную оторванность власти от народа: "до Бога высоко, до царя далеко".

Вот, собственно, это и является причиной сепаратизма и распада государств. Ибо самой естественной формой существования людей является семья. Всякая община - первобытная, раннехристианская, крестьянская - повторяет в себе этот архетип семьи; и насколько точно община воспроизводит семейный "дух", настолько она крепка и жизнеспособна. Государство - по идее - это тоже "большая семья". Древний Рим был именно такой большой семьёй. Мало кому известно, что в Древнем Риме императоры отменяли все налоги после успешных завоевательных походов. Так, например, из-за притока 165 т дакского золота и 331 т серебра цена на золото упала на 3-4 %, и были отменены все налоги за 106 г., a каждый налогоплательщик получил по 650 денариев, что в два раза превышало годовое жалование легионера. К традиционной столичной раздаче хлеба (к которой было приписано 5 тыс. нуждающихся детей) прибавилась раздача вина и масла, но такая же система практиковалась и в других районах на средства муниципалитета и частных благотворителей.

А какой приток долларов идёт ныне в Россию за продажу нефти и газа? От продажи нефти и газа Россия за последние 15 лет получила 3 триллиона долларов. Это несоизмеримо больше, чем всё золото даков.  Но, в отличие от древних римлян, которые все почувствовали на себе облегчение налогового бремени, современные россияне в массе своей живут так, будто в России и вовсе никогда не было несметного триллионного потока богатств. "Бабло" есть, да не про нашу честь!

И выходит, что в Древнем Риме было более справедливое, "семейное" общественное устройство, чем в современной России. Там принсепс, "отец", "батька" делился доходами со своими "детьми"-гражданами, а не пропивал их в одиночку.

Уроки истории

Previous post Next post
Up