Оригинал взят у
ltraditionalist в
Время Ляпунова. Круговое движение.Оригинал взят у
tipolog в
Киноновелла "Круговое движение" - достоверное изображение сути путинизма, как общественной модели современной России Совершенно случайно только что наткнулся в Интернете на фильм "Рассказы" режиссера Михаила Сегала, который был снят им в 2011 году. Сам фильм состоит из четырех киноновелл, одна из которых под названием "Круговое движение" произвела на меня особое впечатление. Она представляет собой первое увиденное мной достоверное и совершенно не политизированное художественное киноизображение сути путинизма, как общественной модели современной России, стержнем которой является тотальная и всеобъемлющая коррупция.
Вот какими словами содержание этой новеллы описывается в Википедии:
"Заместитель главного редактора издательства «благодарит» автомастера за техосмотр. Автомастер платит за загранпаспорт авантюристу в ОВИРе. Работник ОВИРа устраивает свою дочь в университет. Ректор кладёт на операцию свою мать. Доктор решает вопросы в военкомате, а начальник военкомата даёт взятку за квартиру в строящемся доме. Застройщик «решает» свои вопросы с губернатором, а тот в своё время попадает к Президенту (в исполнении Игоря Угольникова), речь которого о возрастающей борьбе с коррупцией звучит в автомастерской, где заместитель главного редактора издательства «благодарит» автомастера за техосмотр."
Источник:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B_%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%29----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Да, киноновелла оставляет впечатление какой-то сюрреалистической фантасмагории наподобие фильма "Город Зеро". В провинциальном городе, куда приезжает инженер из Москвы Алексей Варакин (Леонид Филатов), происходит "чёрт знает что": люди как будто напряжённо трудятся, изображают кипучую деятельность, но в ней нет никакого смысла. Сначала Алексей пытается как-то бороться с цепью иррациональных событий, которые с ним происходят, но мало-помалу смиряется с обстоятельствами, приспосабливается к ним и тоже начинает принимать иррациональный ход вещей как данность.
Киноновелла "Круговое движение" словно повествует о том же "городе Зеро": люди точно так же суетятся, бегают, чувствуется большое напряжение, эта беготня стОит им больших усилий, но она не имеет никакого смысла. Люди - словно зомби, или големы. Создаётся впечатление, что в современной России не люди живут и используют деньги, а, наоборот, деньги живут и используют людей для своего "кругового движения".
Эта киноновелла блестяще иллюстрирует статью Александра Дугина "
Время Ляпунова".
"В новейшей физике, исследующей приоритетно "сильно неравновесные состояния" и хаотические системы, есть один технический термин - "время Ляпунова". Он обозначает тот период, когда некий процесс (физический, механический, квантовый или даже биологический) выходит за пределы точной (или вероятностной) предсказуемости и вступает в хаотический режим. Иными словами, траектория процесса подчиняется строгим закономерностям лишь до определенного момента реального времени. За пределом этого момента "нормальное" время заканчивается и наступает парадоксальное "время Ляпунова" (или, точнее, "положительное время Ляпунова").
Можно проиллюстрировать это бытовым примером. Например, трое людей садятся выпивать. До определенного момента их поведение довольно предсказуемо: они обсуждают знакомых, друзей, жизненные проблемы, спорт, женщин, политику. Постепенно, по мере все возрастающего опьянения, в беседу начинают вкрадываться "шумы" (так современная физика называет несущественные помехи протекания процесса). Эти "шумы" могут выражаться в том, что отдельные пассажи повторяются подвыпившими людьми по несколько раз, психологическая ситуация накаляется, возникают споры, конфликты, атмосфера уплотняется. До поры она подчиняется ограниченному психологическому набору, варьирующемуся в зависимости от культурного и интеллектуального уровня пьющих. Но каковыми бы ни были предпосылки, если пьянка развивается прогрессивно, рано или поздно наступает момент бифуркаций, и группа незаметно попадает во "время Ляпунова", где все пропорции размыты, где малейшая деталь может вызвать неадекватно масштабную реакцию, где любое последующее действие полностью непредсказуемо и не мотивировано.
На социальном уровне - аналогичная картина. Каждый режим, социальное устройство, экономико-политическая формация подчиняются строго детерминированным законам, воплощающимся в структуре власти, в ее идеологии, в ее внутренних нормативах. Но социальная энергия, так же, как и всякая энергия в телесной вселенной, однонаправленно убывает, "производит энтропию". Поэтому любая власть и любая общественная формация функционируют логично и закономерно только ограниченный отрезок времени. После определенного момента наступает "время Ляпунова". Подобно пьяной компании, за некоторой границей общество начинает вести себя непредсказуемо, хаотически. Периферийное разрастается до гигантских пропорций, центральное, осевое отходит в сторону.
Несомненно, что "время Ляпунова" для СССР началось в 1985. Нынешний президент (заметьте, "непредсказуемый"!) (статья написана в 1996 г.) - типичный образец "частицы" хаотической системы. На наших глазах из "диссипативных останков" позднего дегенерировавшего социализма рождается новая либеральная система. Но и она на глазах стареет, энтропия в ней ужасающе быстро возрастает, она начинает поразительно, до мелочей напоминать последние фазы советского общества. Не исключено, что либеральный цикл будет очень быстротечным, так как некоторые системы принципиально нежизнеспособны (в определенных условиях).
Еще один важный момент: фаза распада советизма проходила при полной интеллектуальной пассивности основных действующих сил. Иными словами, нет такого социального организма, который смог бы "схватить" основное содержание социального "времени Ляпунова" в нашей ситуации и положить это драгоценное знание в основу нового социального порядка. Самое интересное, кажется, все проспали. Но инициатическая смерть отличается от смерти обычной тем, что в ней сознание не пропадает полностью (сохраняясь в особом режиме). Хаос должен быть не просто пережит, но и осмыслен. Раз этого не произошло, то неизбежно повторение хаоса. Еще одна катастрофа, еще одна фаза социальных сдвигов, еще один аккорд "диссипативного скачка". Более того, это будет повторяться до тех пор (в ускоренном ритме), пока какая-то социальная формация не возьмет на себя ответственность за опасную и увлекательную научно-практическую работу с хаотическими структурами.
Нынешние "стабильность" и "устойчивость" еще более призрачны и обманчивы, чем последние дни Совдепа (а возврат в прошлое вообще нереален)."