Оригинал взят у
nashenasledie в
Памяти Григория Комарницкого, гвардии мл. лейтенанта, командира 2-ой отдельной танковой бригадыМногоуважаемый
Феликс Борисович Березин berezin-fb продолжает публиковать воспоминания своего коллеги
Иона Лазаревича Дегена, врача, фронтовика, писателя, поэта, автора известнейшего стихотворения «Мой товарищ, в смертельной агонии…»...
В одной из глав обнаружилась настоящая сенсация!
Однажды, выйдя из Третьяковской галереи, я зашел в "Комитет защиты авторских прав". Дело в том, что музыку очень популярной в ту пору песни "На полянке возле школы" сочинил гвардии младший лейтенант Григорий Комарницкий из нашей роты. Гриша сгорел в танке. Песню исполнял джаз Эдди Рознера. На пластинках не было фамилии автора песни. В небольшой комнате сидели двое мужчин лет сорока-пятидесяти. Я изложил им жалобу. Они отнеслись с пониманием, но объяснили, что пластинки выпущены многотысячным тиражом. Очень сложно что-нибудь предпринять.
Песня до сих пор
считается написанной композитором Альбертом Гаррисом (1911, Польша - 1974, США (Швеция?))
Об этом и свидетельствует Юрий Владимирович Цейтлин, трубач в оркестре Эдди Рознера, позже известнейший поэт, драматург, автор любимых песен:
Не могу не вспомнить и о той неожиданно интересной творческой дружбе, что завязалась у меня с братьями Альбертом и Метеком (прим. - Мечиславом) Гаррисами. Первый - певец и композитор, второй - великолепный пианист и аранжировщик.
Волею случая я попал на жительство в одно купе с этими милыми братьями и получил возможность ближе узнать их. Вот говорят: чтобы поссорить двух друзей, надо поселить их на месяц в одну комнату. Мы жили втроём в самой маленькой "комнате" почти полгода и наоборот подружились.
(прим. - Госджазу БССР был выделен для гастролей вагон. Из воспоминаний Юрия Владимировича: "Большой, жесткий, четырехосный - это значит восемь колёс!". Конечно тесно, неудобно и шумно, потому что многие артисты ехали с женами и даже малолетними детьми, которые не только кричали и плакали, а ещё и бегали из купе в купе, благо, что купе в жестком вагоне не имеет дверей. А если прибавить к этому обилие скарба, включая ванночки, тазики, горшочки, а так коммунальная квартира на колёсах.")
Сначала о Гаррисе-композиторе. Самое удивительное, что он не знал нот! И, конечно, не мог сам записать мелодии, которые у него рождались. А рождались они у него очень часто. У Альберта было врождённое чувство музыкальной формы. Всё, что он начинал напевать, сразу становилось законченным муыкальным фрагментом - в восемь или шестнадцать тактов. Он не сочинял, не конструировал музыку. Не выводил её, как некоторые композиторы, из гармонического-математического лада. Его музыка рождалась сама. Она возникала из его сиюминутного состояния или настроения.
Происходило это примерно так. Вспоминаю: ночь. Вагон мерно катится. Я сквозь сон слышу, как Альберт вдруг начинает вертеться на своей нижней полке. Затем садится, задумывается и вдруг начинает что-то мурлыкать. Сначала смутно, неопредеоённо, невнятно. Потом уже определённо что-то напевать, согласно кивая головой. Я притворяюсь спящим. Ещё несколько секунд - и он овладевает мелодией. Поёт её уже внятно и в нужном ритме.
Затем, гордо подбоченясь, Альберт обращается к спящему на верхней полке брату:
- Метек!
Тот тут же просыпается и, как эхо отвечает:
- Цо ест?
- Слухай! - говорит старший брат тоном человека, открывшего нечто великое. Далее тепло, задушевно исполняет новую мелодию.
Окончив петь, Альберт спрашивает:
- Добра ест?
- Добра! - отвечает Метек.
- Тогда запишь! - приказывает Альберт и зажигает свечку. Метек сначала ищет очки, потом нотную бумагу, карандаш, и, записав песню, спрашивает:
- Я могу теперь спать?
- Можешь! - милостиво разрешает старший брат и, задув свечу, ещё долго ворочается и вздыхает на своей полке.
Братья очень трогательно относились друг к другу. Причём младший был действительно младшим во всех вопросах творчества и быта.
<...>
Моя дружба с Альбертом Гаррисом вскоре стала творческой. Он как-то застал меня за сочинением лирического письма. Я действительно его сочинял, иак как был влюблён и пытался выразить свои чувства стихами. Узнав, что я занимался стихосложением ещё со школьной скамьи, Альберт произнёс знаменательную для меня фразу:
- Зачем стихи просто так?.. Попробуй написать для пользы...
Короче, мне предложили подтекстовать несколько готовых мелодий. Первая песня "получилась", Альберт спел её в концерте. А я получил поздравления от самого Эдди Рознера, который наиграл мне свою мелодию, и через несколько дней прозвучала ещё одна песня на мои слова. Так и хочется сказать"Окрылённый успехом".. Фраза банальная, но я действительно "окрылился"! Чуть позже появились шлягеры, прочно вошедшие в наш репертуар: "Мандолина, гитара и ба", "хорошо в степи скакать", "На полянке", "Зачем смеяться", "Ты не хмурься, дорогая", "Мерилю", "Останься", "Может быть, он не красивый", "Чей парень ты?"... Некоторые из этих песен и сейчас звучат в эфире. Спасибо им - солнечным зайчикам далёкой юности!
Три года назад, к 100-летию Альберта Гарриса Вера Лещенко
опубликовала интереснейшие материалы. Читайте и получайте удовольствие.
фото Владимира Лучина на одном из последних концертов Эдди Рознера. 1967 год.
В книге «Песня далёкая и близкая» Юрий Евгеньевич Бирюков
пишет:
Талантливому композитору, певцу и музыканту Альберту Гаррису и джаз-оркестру под управлением Эдди Рознера, в котором он участвовал, обязаны широким распространением и популярностью в военные годы не только «Черные ресницы», но и памятная многим с военной поры песня «На полянке».
Тот, кто видел и помнит фильм «Верность» - первую работу известного ныне, я бы даже сказал, знаменитого кинорежиссёра Петра Тодоровского, снятый в 1956 году на Одесской киностудии по сценарию Булата Окуджавы, наверняка запомнил мелодию этой песни. Она своеобразным лейтмотивом проходит через всю картину.
Как рассказывал мне режиссёр, он впервые услышал эту песню на фронте где-то в конце войны. Легкая, нежная вальсовая мелодия врезалась в память. Да только слов этой песни он всех не запомнил. Потому напел композитору фильма Борису Карамышеву только мелодию, и она очень удачно «вписалась», как говорится, в канву киноповествования.
Сам же я узнал впервые об этой песне от Георгия Павловича Виноградова, с которым посчастливилось мне не однажды встречаться. А потом отыскал в Государственном архиве звукозаписей грампластинку с этой песней в его исполнении.
Георгия Павловича к тому времени уже не было в живых. Но на пластинке значилась фамилия автора слов - Ю.Цейтлин. Отыскать его, хорошо известного эстрадного драматурга, куплетиста и автора популярных песен, труда не составило. И вот что узнал я от него об истории рождения и первого исполнения песни «На полянке»:
- В середине лета 1944 года, - начал свой рассказ Юрий Владимирович, - джаз-оркестр Белоруссии под управлением Эдди Рознера, в котором я участвовал, пригласили в Москву. Предстояло записать на пластинки несколько песен из репертуара нашего коллектива. В том числе - песню «На полянке».
К сожалению, во время пробной записи выяснилось, что голоса наших солистов-певцов плохо звучат - выявились дефекты в дикции. У того же Альберта Гарриса, автора и исполнителя «Полянки», был, к примеру, сильный иностранный акцент. И тогда стали искать замену. Выручил нас солист Краснознаменного ансамбля песни и пляски, известный с довоенных лет исполнитель лирических песен Георгий Виноградов, которого пригласили в Дом звукозаписи на улице Качалова, и он буквально «с листа», как говорится, пропел и записал и эту, и ещё несколько песен.
Не успели мы прослушать записанные нами с Виноградовым песни, - продолжил воспоминания Цейтлин, - как в студию вбежали вахтёры с сообщением: «Пленных гитлеровцев по Садовой ведут!» Дв, это было вскоре после завершения Белорусской операции наших войск. Так что для меня тот день - 17 июля 1994 года - памятен вдвойне.
Об авторе музыки песни «На полянке» пластинка, выпущенная летом 1944 года, умалчивала. На её этикетке был указан только автор текста - Юрий Цейтлин. Может быть, потому, что Альберт Гаррис, к моменту её выхода в свет, в джаз-оркестре уже не играл, а через Иран уехал, кажется, в Англию. А через два года песня «На полянке», как и другие записи джаз-оркестра Белоруссии, которым руководил Эдди Рознер, исчезли из радиоэфира, стали изыматься из магазинов культтоваров и уничтожаться. Причиной этого послужил арест в конце 1946 года Эдди Рознера и осуждение его на длительный срок за попытку перебраться из Советского Союза на родину - в Польшу.
На долгие годы песня «На полянке» оказалась в забвении. Лишь в 80-е годы появилась долгоиграющая пластика, на которой, среди других песен, исполненных Г.Виноградовым, оказалась и эта, а также названы имена авторов ее текста и музыки.
Сам Юрий Владимирович Цейтлин вспоминал так:
И вот настало время записывать грампластинки.
Три полных рабочих дня в доме звукозаписи на улице Качалова. Но один день оказался неполным.
Кто-то прибежал в студию и прервал запись:
- По Москве ведут пленных немцев!
Мы выключили микрофоны и бросились на Садовую. Колонна пленных приближалась со стороны площади Маяковского.
Это было впечатляющее зрелище. Впереди - генералы и старшие офицеры, далее - солдаты. Ряды, ряды, ряды...
Немцы двигались, соблюдая точный ритм и строй. Затылок в затылок. Очень редко кто-нибудь из них поворачивал голову и бросал быстрый взгляд на сурово молчащие толпы москвичей, со стороны которых не было ни оскорбительных выкриков, ни каких-либо действий. Необычная процессия и гордое презрение вокруг. Вслед за последней колонной следовали машины, поливающие асфальт дезинфицирующей жидкостью.
Мы вернулись в студию, где меня поджидала неприятность: несколько записанных уже песен на мои слова не пропустил худсовет. Причина - иностранный акцент исполнителей.. А через день - выезд на долгие гастроли. Мое горе-печаль попытался развеять директор Дома звукозаписи:
- Не всё потеряно... я сейчас позвоню в один дом, и, если застану там одного хорошего человека, то всё будет, как угодно худсовету.
- Какой дом? Какой хороший человек?!
Печаль моя не развеялась. Но человек пришёл. Это был невысокого роста солдат в старых кирзовых сапогах и в выцветшей гимнастерке.
Солдат потребовал ноты и тексты. Затем сам переписал и то и другой на одну нотную строчку и весело сказал:
- Давайте разок прорепетируем.
Все удивились, а когда прорепетировали, удивились ещё больше. Солдат отлично спел, как говорят музыканты "с листа". Чуть позже мы узнали его имя. Это был
Георгий Виноградов, известный ещё до войны певец. Во второй половине дня все "зарезанные" худсоветом песни были записаны, а спустя некоторое время вышли в свет.
* * *
О Григории Петровиче Комарницком известно немногое... Родился в 1919 году. В Красной армии с 1939 года. Призывался из Кустанайской области, где и родился. Жену звали Марией Павловной...
Погиб 25 января 1945 года в бою за освобождение Восточной Пруссии.. Теперь, из воспоминаний Иона Лазаревича Дегена - большое искреннее спасибо и Феликсу Борисовичу Березину, - знаем, что он сгорел в танке.
За месяц до гибели Гвардии лейтенант Комарницкий Григорий Петрович, командир танка 3 танкового батальона 2 отдельной гвардейской танковой бригады, был удостоен Ордена Красной Звезды.
Дай Бог здоровья и долгих лет дорогому Иону Лазаревичу, доблестному солдату, командиру, орденоносцу. Сам Ион Лазаревич является одним из советских танковых асов: за время участия в боевых действиях в составе 2-й отдельной гвардейской танковой бригады экипажем Иона Дегена уничтожено 12 немецких танков (в том числе 1 «Тигр», 8 «Пантер») и 4 самоходных орудия (в том числе 1 «Фердинанд»), много орудий, пулемётов, миномётов и живой силы противника.
Быть может, он ещё расскажет, откуда стало известно, что Григорий Петрович является автором музыки песни "На полянке возле школы", как его мелодия попала в оркестр Рознера? Вспомнит о своём экипаже и экипаже Комарницкого, о своих товарищах.
Фамилия Комарницкий
Имя Григорий
Отчество Петрович
Дата рождения/Возраст __.__.1919
Последнее место службы 2 Гв. ОТБр.
Воинское звание гв. лейтенант
Причина выбытия убит
Дата выбытия 25.01.1945
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 11458
Номер дела источника информации 644
Номер донесения 015577
Тип донесения Донесения о безвозвратных потерях
Дата донесения 09.03.1945
Название части упр. 2 Гв. танк. бр.
источникисточник 13.12.1944
Орден Красной звезды 2-я отдельная гвардейская танковая бригадаВ боях за Восточную Пруссию погиб и другой командир Иван Ладушкин. ПОДВИГ ВАШ БЕССМЕРТЕН. ИМЯ ВАШЕ ВЕЧНО.
СЛАВА СОВЕТСКОЙ АРМИИ!