К вопросу об "общности исторических корней как факторе становления Евразийского союза".

Dec 23, 2013 00:31

Оригинал взят у ltraditionalist в К вопросу об "общности исторических корней как факторе становления Евразийского союза".

Одной из первоначальных задач, стоявших перед украинским казачеством, была задача противостоять татарским опустошительным набегам, от которых страдала не только Украина, но и вся Восточная Европа. После этих набегов табуны пленников поставлялись на крымские невольничьи рынки и продавались почти всему миру того времени.

Литовский писатель 16 века пишет об этом: «Торгуют невольниками по всем городам Крыма, больше всего в Кафе. Случается, что целые толпы несчастных, проданных в неволю, гонят прямо с рынка на корабли, так как город лежит при удобной морской пристани, а поэтому Кафу можно назвать не городом, а ненасытной, отвратительной бездной, пожирающей нашу кровь».

Особого размаха работорговля достигла в 16-17 веках, в которой были заинтересованы не только крупнейшие крымско-татарские феодалы, но и их турецкие покровители, в том числе и лично султаны. Так, например, султан Ибрагим в 1646 году приказал крымскому хану совершить срочный набег за невольниками, чтобы укомплектовать гребцами вновь построенные военные суда-галеры - так называемые каторги. Труд на этих судах был чрезвычайно трудным, и не случайно само слово «каторга» вскоре приобрело иной смысл: лишение свободы с особо строгим режимом и тяжелым физическим трудом. Именно на галере-каторге 15 лет плавал прикованный цепью будущий запорожский гетман Иван Сулима. В 1620 году он захватывает со своими товарищами - невольниками турецкую боевую галеру и привозит ее в подарок Папе Римскому. За этот подвиг Папа Павел V наградил Ивана Сулиму Золотой медалью.

Крымские татары ежегодно отправляли властителю Османской империи тысячи пленников и пленниц в виде дани или подарков. Свои набеги за живым товаром крымские татары осуществляли круглогодично: зимой - в польские владения, в более теплую пору года - на русские территории. Историк А. Л. Якобсон утверждает, что лишь за десять лет - с 1600 по 1617 годы - было угнано из России 100 тысяч человек. Можно смело предположить, что подобные масштабы увода в плен были характерны для других соседей Крымского ханства: Польши, Литвы, Украины.

Разбойные набеги приносили колоссальную прибыль крымско-татарской знати, а вот малоимущие татары расплачивались пленными за свои долги. Захваченные невольники были высоколиквидным товаром К сожалению и стыду, слово «товар» было вполне приемлемо в ту пору по отношению к людям, так как их не только охотно покупали в качестве будущей дешевой рабочей силы, но и выкупали обратно родственники. Да и странам, откуда похищались люди, подобные разбойные набеги наносили значительный демографический и экономический ущерб. Поэтому выкуп своих плененных сограждан становился и государственной задачей. В середине 17 века в России был принят специальный закон «Об искуплении пленных», по которому пленники в Царьграде и в Крыму выкупались за счет «царевой казны» царскими послами. Чтобы казна не пустовала, был введен так называемый «посошный сбор» - налог на каждую соху. Предназначение этого налога было целевым - на выкуп русских невольников из крымского плена. На государственном уровне были определены суммы, которые казна тратила на выкуп пленников, исходя из их социального статуса: «За плененного дворянина давалось по 20 руб. с каждых ста четвертей его поместной земли, за московского стрельца - по 40 руб., за украинского стрельца - по 25 руб., за пленного крестьянина и боярского человека - по 15 рублей».

Естественно, что крымские работорговцы были особо заинтересованы в пленении знатных и богатых людей, чей выкуп мог одноразово принести значительный доход. И иногда им это удавалось: в 1577 году был захвачен в плен Василий Грозный, за выкуп которого царь Иван Грозный заплатил 2000 рублей - огромнейшую по тем временам сумму. Эта охота на людей была причиной многих военных конфликтов и военных походов, которые предпринимали против крымского ханства их соседи; особенно активно боролось украинское казачество. Казаки, изгонявшие из степей татарских рабопромышленников, разорявшие турецкие и татарские поселения и невольничьи рынки, освобождавшие невольников, - в глазах своих соплеменников были героями. О них слагались песни, сочинялись легенды, наделявшие казаков сверхчеловеческими свойствами.

Источник - КИММЕРИЯ

Сомнительные достижения, Уроки истории, История, Параллели

Previous post Next post
Up