Оригинал взят у
nashenasledie в
Я артист. Я сжег себя. Почему об этом никто не должен знать? Я сжег себя - по призванию - ради людейrigort Из дневниковых записей Георгия Буркова Принято считать, что русский национализм в СССР был явлением сугубо маргинальным, уделом крайне узкого круга и т.п. На самом деле это не так. Со второй половины 1970-х годов идеологемы русского национализма, благодаря выступлениям писателей-"деревенщиков", литературным и киноработам В. М. Шукшина и др. культурным событиям того времени, заняли прочное место в общественном сознании.
Еще одно из свидетельств этому -
дневниковые записи Георгия Ивановича Буркова.
1969.
"Появились какие-то странные и смутные еще образы: «Цари и народ», «Вожди и народ», «Партии и народ», «Ученые и народ», «Государство и народ» и т.д. и т.п. После все эти образы-миражи стали сливаться во что-то единое и огромное. Я начал интересоваться книгами о народе - Л. Толстой, Мишле(работа Мишле явно произвела на Буркова яркое впечатление, она упоминается в его записях несколько раз - rigort), Ключевский и т.д. Наконец, я понял, что Народ - это самая зудящая и самая запутанная проблема всех времен. Решить эту проблему никому не дано. Но с ней связаны все самые личные и самые интимнейшие проблемы. И возникла мысль написать книгу о народе. Для себя."
1976
"Государство и государственные институты никогда не занимали почетного места в жизни русского народа. Сколько голов полетело из-за этого! Вся Россия была клеймена, пересидела по острогам, лагерям, каторгам и тюрьмам. И лишь в лихие времена, когда возникла смертельная опасность для нации, русский народ поднимался, да и то не сразу, на защиту Родины и отстаивал свое право жить опять двусмысленно - и в государстве и вне государства.
Государство и государственные учреждения на Руси всегда были варяжьими. Даже в те исторические моменты, когда у власти стояли исключительно русские люди, государство было варяжьим, т. е. отделенным от жизни народа. Власть на Руси всегда была вакантна, неустойчива. И какие только нации не пробовали управлять русскими людьми. А понять нужно было одно: со времен варягов русские люди хотят, чтоб государство было в услужении, а не правило, не угнетало, чтоб оно, государство, было направлено по устремлениям своим вовне, а не внутрь, т. е. государство не имеет права переходить русскую границу. Служи. Охраняй границы. Не больше. Ясно, что мы, русские, будем кормить и одевать государство. Но не все же отдавать! А так именно и получилось. Из века в век".
1980
"Страшный сон духа. Массовая летаргия, «жизнь - есть сон». Сон русской нации - не смерть! И не всепрощение. Даже не смерть памяти. Нельзя жить тем, чем сейчас будто бы живет русский человек. Но нельзя жить и для того, чтобы активно и безжалостно бороться с тем, что есть сейчас. Единственный выход в наше время - сон. Вот когда начнет рождаться новая духовная культура, новая «религия», тогда медленно будет выходить и подыматься из глубокого сна русская нация. Не для того нация проснется, чтобы мстить (За что мстить? За сон? Кому мстить?), а для того, чтобы жить в заново обретенном единстве. А сон сам по себе спадет, как пелена с глаз, и - забудется".
....Борьба против русского шовинизма переросла в борьбу против русской нации. Поучительна история о том, как, совершив революцию, народ русский потерял Родину. За что боролись - на то и напоролись. Все завоевания были отобраны".
1985
"Закрытое письмо одному режиссеру:«Дорогой друг! Наконец-то я понял то, что мешает нам. Разница между нами в том, что Вы художник Государственный, а я - Национальный. И то и другое понятие - социальны. Только Государство и Нация, к сожалению, находятся у нас в постоянной и непримиримой войне.
Мы же с вами притворяемся, что это несущественно и не может помешать нашей дружбе.
Хотя активно участвуем в этой войне. И из этого многое вытекает»".
____________________________
ещё из книги «Хроника сердца»:
«Мы перестали быть патриотами своей Родины. Мы свернули шею себе, заглядываясь на Запад, окосели от ложной зависти на чужие деньги и на блеск чужой славы, лихорадочно листаем Библию, чтобы как-то соответствовать терминологии модного мифотворчества. Псевдореволюционеры счастливы, что пристроились в хвост западным мэтрам, обивают пороги Голливуда и Бродвея, выпрашивая постановки.
Добрый ли я? Многие скажут, что да, добрый. Тем более, что мнение это авторитетно закреплено за мной самим Шукшиным. Все равно что звание получил, все равно что это возведено в степень закона. А все же это не так. Или не совсем так. Не знаю еще. Просто мне стыдно. За что? За кого? А ни за что, ни за кого. Или за все, за всех. Вот что роднит меня с большинством, делает меня народным - беспричинный и беспредметный стыд. Именно он заставляет меня быть постоянно веселым, заставляет развлекать всех. Стыд заставил меня и на сцену пойти. И талантлив я от стыда, а не от ума. Вот меня и любят за то, что мне, как и большинству, стыдно жить.
Друзей у меня нет. Единственный друг, который у меня был (Шукшин), ушел из жизни. И строить свою дальнейшую жизнь надо исходя из этого.
Я артист. Я сжег себя. Почему об этом никто не должен знать? Я сжег себя - по призванию - ради людей.
Болит сердце. И ничего-то поделать с собой не могу»