Оригинал взят у
hitrovka в
Письмо Совета по градостроительному развитию Москвы С. С. Собянину по Хитровской площади.1.10.2014
СОЮЗ МОСКОВСКИХ АРХИТЕКТОРОВСовет по градостроительному развитию Москвы
Мэру Москвы
С. С. Собянину
Многоуважаемый Сергей Семёнович!
Совет по градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов на своём очередном заседании 30.09.2014. заслушал в экстренном порядке ситуацию с Хитровской площадью, возникшую в сентябре этого года, и сделал следующие выводы.
Поскольку данная территория находится на исторической территории Белого города, Заповедной зоны Маросейка-Покровка, объединённой охранной зоны № 69, 70, охранной зоны «Достопримечательное место „Хитровка“ с окружающей застройкой в составе кварталов № 123, 124, 125, 126, 127» и охранных зон многочисленных объектов культурного наследия федерального и регионального значения, а также в Зоне охраняемого рельефа, Зоне охраняемого ландшафта, а также в Зоне двух памятников археологии Федерального и Регионального значений - Белый город (зона древнего поселения) и Cело Подкопаево (место древнего поселения,
1. Земляные работы, производимые МКспецэнергостроем во внутриквартальном проезде, по границе Хитровской площади, наносят непоправимый ущерб близстоящим зданиям - памятникам архитектуры и ценным градоформирующим объектам, продолжение работ создаёт угрозу сохранности этих зданий.
Поэтому согласно действующему законодательству, данные земляные работы должны быть в срочном порядке остановлены, проект пересмотрен, а вырытая траншея закопана.
Необходимо провести исследование объектов с целью выявления причиненного ущерба с последующим мониторингом.
Также необходимо исправить положение, когда на стройплощадке отсутствует реальный контроль со стороны археологов.
Вызывает беспокойство беспечность, с которой Департамент культурного наследия Москвы и другие надзорные органы отнеслись к данным правонарушениям.
В ст. 36 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" прямо говорится:
В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения историко-культурной экспертизы и государственной экологической экспертизы.
Согласно законодательству, ни одни работы - ни проектирование, ни строительство, ни хозяйственные и т.д. - не могут проводиться на данном историческом месте (как в любой другой Охранной зоне) без утверждённого регламента. А регламент не принят. Не изменен и ПЗЗ данного участка.
В проекте регламента 123 квартала, участка 5, которым является Дом Е. П. Ярошенко, опубликованном на сайте Москомнаселдия, говорится:
Правовой режим использования земельного участка в границах территории объекта предусматривает:
- запрещение или ограничение движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия, в случае если движение транспортных средств создает угрозу нарушения его целостности и сохранности
- защита объекта культурного наследия от динамических воздействий;
- работы по прокладке и реконструкции дорожных и инженерных коммуникаций, земляные, землеустроительные, мелиоративные и иные работы, не нарушающие целостность объекта культурного наследия и не создающую угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения, угрозы пожара, проведение археологических работ.
Обращаем Ваше внимание, что этот район Москвы находится также в зоне высокой карстовой и карстово-суффозионной опасности.
Вызывает недоумение, почему не было использовано щадящее для данной исторической местности, охраняемой Законом, бестраншейное строительство подземных коммуникаций методом горизонтального направленного бурения (ГНБ). Необходимо убедительное экономическое и производственное обоснование проведения данных работ именно тем способом и именно на том месте, которые существуют в настоящее время, а также необходимость данных работ в принципе.
Просим Вас дать поручение:
1. Прекратить реализацию проекта МОЭК - земляные работы, производимые МКспецэнергостроем и другими организациями во внутриквартальном проезде, по границе Хитровской площади, в Подколокольном переулке, траншею закопать;
2. Проверить в установленном законом порядке все согласования и экспертизы данного проекта на предмет соответствия действующему законодательству и строительным нормам;
3. Установить причины бездействия должностных лиц в отношении обращений граждан Москвы, проявляющих беспокойство в отношении данных работ;
2. Опуская вопросы, касающиеся земельного законодательства и авторского права, Совет отмечает, что проект благоустройства Хитровской площади, выполненный ООО «Мэгли» под авторством О. В. Макаренко, противоречит действующему законодательству.
Любые работы в охранной зоне предполагают воссоздание среды, а не привнесение в неё чуждых элементов. В пределах зоны охраняемого природного ландшафта исторически сложившийся рельеф местности подлежит сохранению (или восстановлению). Размер зоны охраняемых объектов и ее границы определяются с учетом размера земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, застройки земельного участка и застройки вокруг него, рельефа местности, а также иных условий, обеспечивающих безопасность объектов государственной охраны и охраняемых объектов. Эти требования в проекте нарушены, к тому же техническое задание для проекта не было утверждено Мосгорнаследием, как того требует Постановление Правительства Москвы от 30 апреля 2014 г. № 235-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы», не был утверждён регламент «Достопримечательного места», не изменён ПЗЗ, и сам проект ООО «Мэгли» не получил одобрения Москомнаследия.
Между тем,
Режим использования земель в границах подзоны: для территорий и участков территорий (подзон), застройка которых имеет высокую историко-культурную ценность, степень сохранности исторической и природной среды и характеризуется отсутствием дисгармоничных объектов предполагает:
- сохранение исторического композиционно-пространственного типа застройки исторического владения, в том числе:
- сохранение исторически ценных градоформирующих объектов, их консервация и капитальный ремонт, предусматривающий восстановление утраченных элементов, в том числе фасадов и интерьеров зданий с применением реставрационных методов;
- сохранение объектов историко-градостроительной среды, составляющих историческое окружение объектов культурного наследия и влияющих на их восприятие, их капитальный ремонт с модернизацией систем инженерного обеспечения и восстановлением утраченных элементов фасадов с применением реставрационных методов;
- восстановление (возобновление) утраченных элементов исторического комплекса застройки без превышения прежних высотных и плановых габаритов в рамках применения специальных мер, направленных на регенерацию исторической среды в соответствии с параметрами градостроительного регламента, определяемыми на основе историко-культурных исследований и визуально-ландшафтного анализа;
- сохранение элементов исторической планировочной структуры, в том числе исторических границ владений, исторических линий застройки улиц;
- сохранение и восстановление исторического благоустройства и озеленения территории участка;
- разборка объектов историко-градостроительной среды при отсутствии историко-культурной ценности и/или по факту их аварийного/неудовлетворительного технического состояния (прим. - исправление градостроительных ошибок), подтвержденная в установленном порядке решением Комиссии при Правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия.
- освоение подземного пространства и его допустимые параметры определяются в установленном порядке проектной документацией при условии отсутствия негативного влияния на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде, а также отсутствия опасности для жизни или здоровья человека и окружающей среды.
В рамках данного режима запрещается:
- изменение исторически сложившегося композиционно-пространственного типа застройки владения, архитектурных характеристик главных фасадов ценных элементов исторической застройки, характера кровельных завершений, соотношения застроенных и открытых пространств;
- увеличение сложившихся высотных отметок в лучах видимости объектов культурного наследия.
Таким образом, зона охраняемого ландшафта со строгим режимом градостроительного регулирования предусматривает обеспечение оптимального взаимодействия природного и антропогенного ландшафта, формирование благоприятных условий зрительного восприятия памятников садово-паркового искусства, основных природных компонентов окружения памятников садово-паркового искусства, фрагментов ценного природного рельефа и озеленения, а также развитие рекреационных территорий и улучшение экологических характеристик городской среды. Охранная зона устанавливается для обеспечения сохранности объекта историко-культурного наследия и прилегающей к его территории исторически сложившейся среды, для создания условий, способствующих выявлению исторической, научной, художественной или иной культурной ценности объекта историко-культурного наследия.
На территории охранной зоны не должны производиться работы, которые могут оказать вредное воздействие на сохранность объекта историко-культурного наследия, на его историко - культурное восприятие.
Главной целью этих работ должно было быть сохранение исторических, культурных, видовых и других ценностей данного места. В проекте ООО «Мэгли» не учитывается, что Хитровская площадь является композиционным центром «Достопримечательного места „Хитровка“ с окружающей застройкой в составе кварталов № 123, 124, 125, 126, 127», а поэтому рассматривать площадь в отдельности от окружающей застройки непрофессионально.
Между тем, существует концепция проекта, одобренная москвичами и прежде всего жителями Хитровки, именно под эскизом этого проекта поставлены в 2008 году более 13000 подписей москвичей и граждан РФ в защиту любимого места. Автор - художник, реставратор, член Совета Московского Городского Отделения ВООПИиК Н.М.Аввакумов. Концепция проекта полностью отвечает законам проектирования и строительства в историческом центре Москвы, туристической политики в г. Москве, интересам Государства. Предполагается воссоздание в реставрационном режиме среды данной территории с учётом «Достопримечательного места „Хитровка“ с окружающей застройкой в составе кварталов № 123, 124, 125, 126, 127», учтены визуальные связи. Группой жителей вместе с Н.М.Аввакумовым и его коллегами из МГО ВООПИИК досконально изучены историко-архитектурные источники, архивы, благодаря которым, кроме воссоздания Хитровской площади, возможно восстановить, например, уникальную ограду усадьбы Лопухиных-Волконских-Кирьяковых, провести научную реставрацию Дома Ярошенко (по сути выполнить Ваше поручение от 19.08.2013 № 07-08-148/3). Некоторые предложения по существующей окружающей застройке в рамках регламента (например, дом, спроектированный в 1929 году основателем Союза архитекторов М. В. Крюкова, Подколокольный, 13) предполагают улучшение и экологических характеристик городской среды и пополнение бюджета города.
Таким образом, Москва имеет возможность сохранить знаменитую историческую территорию благодаря своим гражданам, их любви, знаниям, трудолюбию и затраченному ими личному свободному времени, тогда как при выполнении вышеупомянутых земляных работ, реализации проекта ООО «Мэгли» и решений Префектуры ЦАО Москва потеряет её безвозвратно.
1. На основании вышеизложенного, просим Вас дать поручение аннулировать все процедуры, связанные с проектом ООО "МЭГЛИ" и его реализацией, обратиться к проекту жителей Хитровки (автор - Н. М. Аввакумов) и таким образом обеспечить сохранность Достопримечательного места.
2. Подготовить Распоряжение о принятии на государственную охрану выявленный объект культурного наследия «Достопримечательное место «Хитровка» с окружающей застройкой в составе кварталов №№ 123, 124, 125, 126, 127» в качестве объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации;
3. Утвердить Регламент Достопримечательного места.
4. Внести поправки в ПЗЗ о ликвидации владения 11-а стр. 1 по Подколокольному переулку, отнести его территорию к объектам озеленения общего пользования и присвоить данному участку индекс 40-4001-3 (рекреационная зона скверов и садов), внести изменения в кадастр;
5. Вернуть топоним "Хитровская площадь" на карту города.
Резолюция принята единогласно на заседании Совета в Центральном доме архитектора 30 сентября 2014 года
Заместитель Председателя Совета по градостроительному развитию Москвы
Союза московских архитекторов
архитектор М. Н. Гурари
Москва, 1 октября 2014 года.