Текст участвует в проекте № 143 «
День рояля в кустах» Заповедника Сказок.
- Гражданин, с вами всё в порядке? - раздался над ухом усталый голос. Михаил открыл глаза и увидел мужчину средних лет в потрёпанной форме сотрудника линейного отдела. Комаров закрыл ладонью рот и сделал вид, что широко зевает, таким образом выигрывая время. Боковым зрением оценил обстановку. Практически пустой зал ожидания какого-то вокзала. Он сидит, вернее, лежит в одном из обшарпанных кресел.
- Простите, товарищ сержант, - виновато улыбнулся Комаров. - Не выспался. Вот, присел на минутку и сморило.
- Кого-то ожидаете?
- А который час? - спросил вдруг Михаил и, не дожидаясь ответа, повертел головой, выискивая вокзальные часы. - Ой, шеф меня убьёт! Я же должен был Михалыча встретить и в офис отвезти!
- В таком виде? - иронически протянул полицейский. Комаров опустил глаза вниз. Что же, могло быть и хуже. Изгвазданные в машинном масле камуфляжные штаны, такая же грязная тёплая камуфляжная куртка, берцы на шнуровке с толстым слоем грязи на носках. Бомжи и то приличнее одеваются.
- Да жмотится шеф на ремонт! - пожаловался курсант. - Опять сегодня не заводилась. И глохла по дороге. А, - махнул рукой Комаров, - теперь уже всё равно. И так гостя упустил. Поеду каяться, авось опять простит. Он хоть жмот, но отходчивый.
- А вы где работаете? - спросил вдруг сержант.
- Понимаете, - Михаил посмотрел на полицейского извиняющимся взглядом, - у нас постоянно переименования происходят. От рейдеров защищаются, отделы сливают и дробят. Последний раз у меня в трудовой было написано "ООО Вектор". А как наша контора сейчас называется, знает, наверное, только сам начальник. Только мне не говорит.
Полицейский сочувственно улыбнулся.
- В следующий раз выбирайте места для сна получше, гражданин. Тут и обокрасть могут. Всего доброго!
Полицейский отвернулся и сделал шаг в сторону выхода на железнодорожные пути.
- Простите, товарищ сержант, не подскажете, где тут туалет? А то я давно тут последний раз был, уже не помню.
- Да всё там же! - Сотрудник лениво поднял руку, указывая направление, и пошёл дальше. Добрый сержант, подумал курсант, даже паспорт не потребовал показать.
Комаров нетерпеливо обшарил карманы собственной одежды. Должны же были ему хоть что-то оставить!
Запечатанный конверт из плотной коричневой бумаги, обнаруженный во внутреннем кармане куртки, Михаил поспешно спрятал обратно, догадываясь, что там лежит. Обстановка пока неподходящая!
В левом брючном кармане он нашёл чистый носовой платок. В наружном кармане куртки обнаружился сложенный вдвое железнодорожный билет на фамилию личности текущей учебной "легенды". В боковом кармане - одноразовая зажигалка со встроенным фонариком, короткая шариковая ручка с чёрным стержнем и пакетик дешёвых леденцов. Даже ножа не дали!
Последнее, что он помнил перед тем, как потерять сознание, был кумачовый транспарант, висевший за спиной вахтёра. Белые прописные буквы предупреждали: "Курсант, помни! За систематические опоздания на лекции - обучение на месте!". За спиной курсанта раздался голос майора:
- Опаздываете, Комаров!
Интонация, с которой это было произнесено, не предвещала ничего хорошего. Комаров не помнил ни боли от укола, ни запаха газа, ни треска шокера. Просто свет в глазах померк и Михаил провалился в темноту. Вырубили его тихо и качественно. Ещё бы понять, чем.
Если верить вокзальному табло, это произошло четыре часа назад.
Обучение на месте, будь оно не ладно! Ни денег, ни документов. Изволь усвоить учебный материал на собственной шкуре. Легализуйся в незнакомом городе и выполни задание в запечатанном конверте.
В платный туалет вокзала он смог пройти по билету, чуть подправив ручкой время прибытия. Критически посмотрел в зеркало. Похвалил себя, что утром тщательно побрился. Обследовав все три кабинки, заперся в одной из них и вскрыл светонепроницаемый конверт.
Два машинописных листка. Учебный материал и учебное же задание. Стараясь не упустить ни одной детали, курсант запомнил текст на страницах. Через несколько минут бумага саморазрушится под воздействием воздуха и света и придётся полагаться только на собственную память.
Спустя десять минут Комаров покинул здание вокзала, захватив по пути со стойки возле входа толстый каталог объявлений. Нашёл на рекламной карте каталога ближайший круглосуточный торговый центр. Разжившись в сетевом алкомаркете пустой коробкой из-под шоколадных батончиков, спрятал туда каталог и отправился в гипермаркет. Несколько часов подряд Михаил бродил по зданию, заглядывая во все магазинчики. В желудке урчало, а леденцы лишь немного притупили голод.
- Подходим, пробуем! - услышал Комаров откуда-то слева. Ноги сами понесли курсанта в сторону продуктового супермаркета. Спрятав коробку в ячейку для сумок, Михаил зашёл внутрь. Как оказалось, местный производитель колбасных изделий устраивал предновогоднюю дегустацию готовой продукции.
Без лишней застенчивости курсант подошёл к стойке и выхватил из пластикового стаканчика деревянную шпажку. Наколов сразу несколько кусочков, отправил к себе в рот. Тщательно прожевав, словно пробуя на вкус, он зацепил ещё колбасы, но есть не стал, а поднял к свету.
- Полагаю, это мясо паслось на южном краю заливного луга? - с видом сомелье произнёс Михаил и съел колбасные кусочки. Краснощёкая продавщица прыснула.
- Не распробовал, - заметил Комаров, наколов на шпажку ещё несколько кусочков. - Точно, южный край! Чувствуется тепло солнечного света.
- Да у нас тут мясо делают! - ответила продавщица, тряхнув светлыми волосами. - Нет у нас здесь заливных лугов. И солнце редко бывает.
- А вот к этой колбасе пряности подбирал настоящий мастер! - ни чуть не смутившись, курсант перешёл ко второй тарелке. - Тонкий оттенок мускатного ореха великолепно дополняет вкус тмина. Чувствуется рука специалиста!
На этот раз продавщица просто молча улыбнулась.
- А здесь, - шпажка уткнулась в третью тарелку, - выдержан оптимальный температурный режим приготовления, что говорит о высоком качестве данного сервелата.
- Есть хочешь? - понимающе кивнула продавщица. - Вроде на бомжа не похож. Что, из дома выгнали?
Спустя два дня Комаров, тщательно выбритый и в чистой зимней одежде, вышел из квартиры одинокой продавщицы Лены, держа в руках мусорный мешок. Грязные куртку и брюки женщина в первый же день выкинула на помойку, подобрав Михаилу одежду из вещей покойного мужа. Чиня по просьбе Лены люстру, Комаров нашёл на самом дне ящика с инструментами на балконе небольшой кухонный нож, который благополучно спрятал за бачком в санузле и забрал перед самым уходом. В то время, когда продавщица уходила из квартиры, курсант заглянул под диван, кресла и шкафы, подсвечивая себе фонариком из зажигалки. Под диваном нашёлся театральный бинокль, который к удивлению Михаила давал достаточно мощное увеличение. А под шкафом с банками на балконе обнаружился грязный от времени и сырости флакон жидкости для розжига. На антресолях Комаров откопал пачку старых петард.
Выбросив мусор в ржавый контейнер, Михаил не стал возвращаться в квартиру продавщицы, а отправился в круглосуточный гипермаркет и забрал из ячейки для сумок картонную коробку с рекламным каталогом. До этого курсант дважды по просьбе Лены ходил в магазин и сумел отложить немного денег со сдачи. Их хватило на автобус, идущий за город.
Выйдя на конечной, Комаров смешался с потоком пассажиров. Через полчаса курсант добрался до заброшенного завода. Без труда преодолев забор, Михаил осмотрелся. Подобрал грязный автомобильный трос и кусок покрышки. Затем забрался на крышу ближайшего цеха. Достав театральный бинокль, курсант осмотрел окрестности. Посмотрел на часы. Открыв коробку, начал методично рвать каталог на листы. Набив коробку половиной скомканных листов, Михаил разрезал кусок покрышки пополам. Один кусок положил в коробку на бумагу, залил жидкостью для розжига. Другой кусок покрышки засунул в большой продуктовый пакет, засыпал оставшимися листками и вылил внутрь остатки горючей жидкости. Вновь посмотрел на часы и привязал трос за торчащую из крыши арматуру, спустив другой конец вниз. Разнёс пакет и коробку на разные стороны крыши.
- Запомните, бойцы - наставлял курсантов спец по диверсионной работе, называемый всей разведшколой Митричем. - Вся промышленная взрывчатка имеет маркёры. Возьмут пробы с места диверсии, а потом найдут следы в ваших волосах и сопоставят. Поэтому компоненты для любого изделия должны быть самыми простыми, а само изделие кустарным. Настолько кустарным, чтобы искали не вражеских диверсантов, а местных хулиганов, мешающих карбид с водой.
Согласно полученной информации, здесь должен состояться некий обмен. Из соображений секретности охранять курьеров из преступных группировок будут только по два человека с каждой стороны. К сожалению, точное время встречи неизвестно, поэтому придётся стоять на пронизывающем ветру и ждать. С сожалением вспомнил курсант об выброшенных грязных, но тёплых вещах, которыми его снабдили перед отправкой в этот город.
Когда Михаил понял, что у него начали замерзать уши под тонкой вязанной шапкой, на территорию завода въехал наглухо тонированный бронированный "джип" чёрного цвета. Из машины вышли двое мужчин с автоматами в руках и встали по сторонам, взяв оружие на изготовку. Комаров снял перчатку и ладонь моментально обожгло морозным ветром. Поспешно сунув руку в карман, курсант нащупал зажигалку.
Через десять минут в ворота въехал обшарпанный инкассаторский броневик с затёртым логотипом. Машина остановилась метрах в десяти от "джипа". Из фургона вылезли ещё двое автоматчиков и заняли позиции возле броневика.
Негнущимися пальцами Михаил достал зажигалку, закрывая от ветра слабый огонёк, поджёг содержимое коробки, кинул внутрь половину пачки петард и бегом бросился к пакету. Запалив вторую дымовую бомбу и закинув туда остатки петард, курсант побежал к тросу, на ходу надевая перчатку на голую руку. Мигом спустившись на землю, Комаров быстро оббежал здание и затаился за кучей строительного мусора.
Из "джипа" неспешно вышел пожилой мужчина, а из фургона выскочил молодой парень, практически ровесник Комарова. В руке у каждого был "дипломат". Курьеры медленно направились навстречу друг другу. Обмен начался.
Через минуту с крыши цеха повалил чёрный дым. Один из автоматчиков пошёл в сторону дыма, выставив перед собой оружие, готовый выстрелить в любой момент. Словно в ответ на его ожидание на крыше начали взрываться петарды. Автоматчики подняли оружие вверх и открыли огонь по крыше цеха. Курьеры бросились к своим машинам. Продолжая стрелять, бандиты отступили к автомобилям. Хлопнули дверцы. Первым с места рванул инкассаторский броневик, за ним устремился "джип".
Но не успели машины доехать до ворот, как за забором раздались звуки полицейских сирен. На кирпичном заборе появились фигуры вооружённых бойцов спецназа. Один из бойцов увидел Михаила и направил оружие в его сторону. Комаров встал на колени и поднял руки, демонстрируя полную покорность.
***
- Ты хоть понимаешь, во что влез? - допытывался оперативник в штатском. - Мы эту сделку несколько месяцев вели! А ты всё испортил. Что мы им теперь предъявим?
Михаил скучающим взглядом смотрел на оперативника. "Не знаю, что они везли, но если это вне закона, то арестовать их можно было и не дожидаясь обмена", подумал он и, чтобы не смотреть на полицейского, стал рассматривать обстановку кабинета, словно сошедшего с экрана старого фильма про советскую милицию.
- Нет, ты скажешь, кто тебя послал!
- Да никто меня не посылал! - не выдержал Комаров. - Играем мы! Должны были ребята подъехать, в страйкбол играть. Я должен был обеспечить реалистичность боя. Вот когда машины приехали, я и поджёг дымовухи. Кто же знал, что это не ребята, а бандиты. У меня зрение плохое, с крыши не видно. Очки где-то там потерял.
- Так! - в глазах оперативника зажёгся интерес. - Что за ребята? Почему сразу не сказал? Кстати, почему они так и не приехали?
- Вас, наверное, испугались, - простодушно ответил Михаил. - Кто поедет с игрушками в место, где стреляют по-настоящему? Я же видел, когда оттуда везли, что вы дорогу перекрыли и все машины обратно заворачивали.
- Так что за ребята такие? - настаивал полицейский.
- В Интернете познакомились, - ответил Комаров. - На форуме страйкбола. Обещали, что на следующую игру я тоже буду бегать и стрелять, если сегодня не подведу. Рассказали, как "дымовуху" сделать и место указали.
- А чего молчал?
- Вы же всё равно не поверите, - вздохнул курсант. - Могу их контакты на форуме дать. Только если это бандиты были, то, наверное, нет их уже там, на форуме том.
- Не поверю! - стукнул по старому столу полицейский. - Но проверить могу. Вот тебе листок и ручка, пиши всё, как есть.
- Не пишет, - пожаловался Комаров, старательно царапая лист. - А нет, записала.
- Тьфу, бумагу испортил, - огорчился полицейский и отвернулся, чтобы взять другой листок. Воспользовавшись этим, Михаил стащил со стола скрепку и спрятал в туфлю.
***
Двое дюжих парней в чёрных дублёнках вытащили курсанта из багажника старой иномарки и поставили на ноги.
- Последний шанс! - крикнул кто-то. - Или ты нам скажешь, кто тебе слил место встречи, или прямо здесь закопаем.
С головы Комарова сняли тёмный матерчатый мешок. Щурясь от яркого света, Михаил увидел в метре от себя глубокую яму.
- Видишь, постарались, глубоко копали, чтобы не нашли, - похвалился бандит.
- И никогда не найдут! - добавил второй.
Михаил молчал. Час назад оперативник, который его допрашивал, надел на Комарова наручники, посадил курсанта в полицейскую машину и повёз, по его словам, на следственный эксперимент.
- А понятые, следователь, оператор? - спросил тогда Михаил. - Я в кино видел, куча народу должна с нами ехать.
- Они уже там, нас дожидаются , - успокоил полицейский, переключая на ходу передачу, и указал куда-то за спину Комарова. - Кстати, не эти ребята должны были подъехать?
Курсант машинально обернулся. Раздался треск электрошокера и Михаил потерял сознание. Очнулся он уже в багажнике едущей машины.
Комаров услышал едва различимый шум и скосил глаза вверх и влево. Сглотнул слюну. И упал на землю. Удивлённые бандиты наклонились над связанным курсантом:
- Эй, ты чего?
Над головой раздалось несколько тихих щелчков. Бандиты рухнули, сражённые выстрелами дрона. Курсант лежал, вжимаясь в землю, ожидая, что будет дальше. Рядом с Михаилом упала небольшая пенопластовая коробочка, запаянная в прозрачный пакет.
Решившись, Комаров подогнул ноги, достал из обуви скрепку и снял наручники. Перевернулся на спину и посмотрел вверх. Дрон мирно висел в нескольких метрах над землёй, ствол оружия смотрел куда-то в сторону.
Встав, Михаил подобрал пакет, разорвал плёнку и открыл коробочку. Внутри лежал стандартный аппарат засекреченной связи, замаскированный под мобильный телефон. Комаров нажал кнопку вызова. В динамике раздался голос майора:
- Комаров, доложите обстановку!
- Задание выполнено, сделка сорвана! - отчеканил курсант. - Когда эвакуация?
- Берите машину этих идиотов и мигом на вокзал.
- А если на посту остановят?
- С такими номерами не остановят, - успокоил майор. - Билет и паспорт лежат в ячейке 45. Код - ваш год рождения. И больше не опаздывайте на занятия!