Сарматы - численность неизвестна

Dec 07, 2022 12:09

Все разговоры о численности того или иного народа сводятся к попыткам подсчитать количество могильников. Но тут есть проблемы - многие могильники давно не сохранились или не могут быть пока найдены. Культурный слой на месте поселений нарастает или сокращается в зависимости от образа жизни населения. Например, горожане держат скотину и используют навоз для огородиков. Культурный слой растет быстрее, чем просто от выброса объедком и мусора на улицу. Но есть в зависимости от почвы, наклона местности, количества осадков и иных факторов смывание почвы или накопление почвы. Без участия человека происходит нечто похожее. Практически на расстоянии в два-три километра наблюдал разные ситуации с остатками трипольских поселений. Где-то всё на поверхности, причем мало остатков, смыло, где-то ушло на глубину в пару метров, стало видно только из-за канав мелиорации. Где-то черепки разных эпох смешались и валются на земле, где-то можно послойно видеть черепки в полном соответствии с древностью происхождения.

С могилами и остатками сел происходит нечто похожее. В одних местах следы сохраняются, в других местах уже уничтожены временем, а где-то находятся на глубине и пока не могут быть найдены. Следует упомянуть также традиции строительства сел на месте былых поселений и могил, сознательное уничтожение следов прошлого ради хозяйственной деятельности ещё в древности. С нашим временем понятно - бульдозеры уничтожают всё подряд. В итоге возникают парадоксы. Могильники показывают одну численность, остатки сел другую, следы добычи и выплавки металлов третью. Когда же начинают плясать от модного подсчета биоресурсов, то получают фоменковщину. Например, рыбные ресурсы способны прокормить очень много человек, но редко человек использовал все ресурсы на полную катушку. Малейший недород или засуха не только приводила к гибели посевов, но также к сокращению количества рыбы в реках. Войны и эпидемии вызывали падение численности населения, мирная жизнь вела к демографическим взрывам. Важно, что степная зона была намного удобнее в мирное время для жизни северной, лесной зоны. Но очень часто население жило своеобразными пятнами. Сосредотачивалось на относительно небольшом прстранстве, а в других местах жило разрозненно. Деление на племена было как раз связано с прерывистом характером заселение местности. Недаром речек Сарматок много. Вдоль соседних рек уже не было такой плотности населения.

Тут есть важный момент, который мы забываем, сравнивая с традициями индейских племен. У индейцев было сравнительно просто - есть мы, то есть племя, есть соседние племена. Численность племен редко превышало 20-30 тыс. человек. Часто тысяча человек составляла одно племя. Племя боялось соседей и дружно сопротивлялось или дружно бежало. Судя по тому, как племена степей разбегались в разные стороны и несли одно название в разные местности, соседские отношения внутри племен позволяли большую свободу передвижений. Если брать тюрок, тоже была схожая картина. Булгары оказались в трех разных местах только официально. Сарматы-берендеи рассыпались ещё по большему количеству мест. Сарматы, имевшие самоназвание гетты, успешно одновременно жили на расстоянии в тысячи километров. С германцами аналогичная картина. Одни англы остались на прежнем месте в Германии, другие осели в нынешней Голландии и не поплыли в Англию. Картины племенного единства явно не наблюдается. При этом путешествия вполне были возможны. Достаточно сесть в лодку и приплыть из земель Нижнего Рейна в Англию. Но не считали обязанным последовать за своим племенем. Без определенных мирных отношений и чувства общности с соседями такое невозможно. При этом соседи могли принадлежать к одному народу с точки зрения живших тогда племен или к иному. Языковые различия или языковые общности никуда не исчезали. Они просто трансформировались со временем. Факты геноцида имели место,но также имели место факты сосуществования. Причем факты сосуществования во многих случаях надо увязывать с отсутствием развитых традиций эксплуатации и рабства. При наличии достаточного природного ресурса для жизни исчезала потребность в повышенной конфликтности. Многое начинало зависеть от конкретных межобщинных отношений. Если брать чалдонов уже времен Российской империи, то заметим, что они ощущали себя особой частью русского народа и одновременно не имели никакого желания обязательно соединиться в одном месте в один народ. Мигрировали исключительно по мере надобности.

Но точно также ведут себя многие русские и другие народы. Потомки шотландцев в Аппалачах не стремятся не только в назад Шотландию, но и не рвутся переселиться и образовать единую общность с другими шотландцами в США. Буряты из Иркутской и Читинской области не бегут в Бурятию. Но это не означает, будто они не ведают о языковом и культурном сходстве. В Монголию буряты нынче едут по экономическим причинам, но не ради понимания общности корней. Не надо переносить на современную почву или в прошлое традиции индейских племен. У них было своё. Ничуть не менее важно, что современные представления и схемы отношений нам навязаны католической традицией. Отсюда политические взгляды на проблемы расселения народов, упор на религиозные различия и подчинение национального мироощущения рамкам политической власти. Например, украинцы это те, кто под поляками, а русские это те, кто не понял, как важно жить под поляками. Финны это подданные Швеции, а карелы это представители иной религии и непонявшие важность подчинения именно Швеции балбесы. Аналогично христианская верхушка упорно не хотела замечать русских в Сибири или на территории Пургасовой Руси по очень важной причине - русский это тот, кто платит десятину церкви, которая контролируется из Константинополя. Многие ли помнят, что во времена Золотой орды русские в районе Самары имели своё епископство? У нас сходу записали тех русских в угнанных с территории Владимирского княжества. Идея, что там до Золотой орды могли жить русские, в головы не вмещалась. И потом, стоит ли обращать внимание на тех, кто напрямую подчинялся ханам Золотой орды, а не жил на особых территориях подчиненных, но во многом автономных княжеств? Десятину с них не возьмешь, дань в пользу русских князей не платят, живут не на территории бывших вотчин Рюриковичей на Украине и в Белоруссии.

Кстати, о наших днях. Мне прислали -
Председатель правления фонда «Русский мир», депутат ГД Вячеслав Никонов:

«Уже всем очевидно, что русский - это не кровь. Когда я проводил
конгресс Русского мира в Берлине, самой многочисленной группой на нём
были немцы из Казахстана. А ещё евреи с Украины. Русский язык - это
характерная черта русского мира? Безусловно. Но есть огромный русский
мир, который не знает русского языка. Уже 3-4-е колено наших
эмигрантов в Париже не говорят по-русски, но чувствуют себя русскими.
Русский мир - это православие? Да. Но не только. Есть мусульманский
русский мир, иудейский русский мир и т. д. Это не религия. Поэтому
русский - это феномен культурный».

Понятно, Кремль понабрал говорить и одобрять от имени русских за рубежом современную политику Кремля немцев из Казахстана и евреев с Украины. Зарубежным русским Конгресс Русского мира мгновенно стал не интересен, на русском языке с Никоновым русские французы побрезговали разговаривать. В итоге понятие русские и русский народ стало для Никонова чем-то расплывчатым. Когда носители установок а-ля Никонов лезут в дела прошлого, они всё превращают в маразм. Кстати, если бы имелась машина времени, кто-нибудь вроде Никонова и Рогозина явился бы в далекую древность, он бы четко поставил вопрос - ты за красных или за белых, за второй Интернационал или за Третий? В ответ бы предки просто пришли бы к выводу, что путешествие в машине времени сводит с ума и опасно для здоровья.
Previous post Next post
Up