Jan 13, 2020 09:38
Не умею писать длинно, хотя над некоторыми постами думаю долго, иногда неделями, иногда месяцами. Думать это не значит ничего не делать иного. Мальтузианство противоречит ряду исторических фактов, хотя внешне кажется очень убедительным. При этом базовые вещи весьма неоспоримы. С шести соток не прокормишься, если много детей, а кормить нечем, то снижение рождаемости становится потребностью. Но было ли когда-либо аграрное перенаселение в России, было ли аграрное перенаселение в Англии времен огораживания, как взаимосвязаны эффекты аграрного перенаселения с фискальной политикой и емкостью рынка? Мальтуз как Маркс, он создал теорию пропаганды со схожей логикой - есть экономические факторы, обойти невозможно, надо воспринимать их как стихийное бедствие, терпеть последствия и не рыпаться. По сути это продолжение христианской пропаганды - на всё воля Божья. Антитезис - иудейская пропаганда, мы с Богом договоримся, он нам даст, а другим не позволит. Ясно, что оба подхода далеки от научного.
Впрочем, мальтузианство уже потерпело крах, поскольку за константу взяло идею стремления человека к максимальному размножению и отсутствию определенного объема заботы о потомстве. Такое существует ныне прежде всего в домах либералов, которые, если верить либералке Божене Рынске, практически все многоженцы а-ля Немцов. Скачет элитарий от бабы к бабе, плодит детей, практикует нелегальное многоженство, дискутирует в Думе о легализации многоженства, а заботу о детях перекладывает на деньги. Если денег не хватает, надо у народа изъять побольше. Нынешнее падение рождаемости вызвано не только нехваткой денег у народа, но и невозможностью сочетать работу с интенсивной заботой о большом количестве детей. Иные нынче требования к образованию и к здоровью потомства. Английская аристократия интенсивно размножалась за счет частных школ. Чуть подросли детишки, отдай в частную школу, освободи время женщины для рождения нового ребенка. Коммунистическое размножение тоже мыслилось как размножение через перекладывание ответственности за детей на общество. Коммунистические интернаты освобождают женщину для радостей жизни, то есть секса и беременности, от ужасной потребности заботится о детях. О том, что отцы обязаны такое приветствовать и не видеть детишек, приходя к свободной женщине для секса, подразумевалось по умолчанию. Другое дело, что коммунисты сознательно обманывали сами себя и народ, женщин предполагалось освободить от семьи ради таскания шпал и работы в горячих цехах. Радости размножения на сытый желудок после работы в совнархозах берегли для себя.
Мальтузианство и коммунизм в вопросах демографии сходятся в силу желания взять некое поведение человека за константу и сказать - не будет у человечества поведения, которое противоречит нашей теории. Заодно смешиваются разные понятия - радости секса это одно, радости беременности нечто иное, радости воспитания детей уже третье, радости получения достаточного дохода для семьи уже четвертое. При этом мальтузианство и коммунистическая теория игнорировали уже то, что было под носом. Традиции размножения в иудео-христианском обществе искусственно задавались религиями. Это обязательный секс без любых способов предохранения, это периоды отлучения от секса под предлогами поста или некой нечистоты женщины, чтобы накопилось нервное напряжение, требующее разрядки в виде секса, запреты на аборты и ряд иных обычаев, гарантирующих максимальное размножение, независимо от степени достатка семьи, здоровья женщин, возможностей дать детям образование, иметь работу у родителей и так далее. Передергивание фактов тут вполне нормально, поскольку коммунизм имел целью нивелировать общество, создать систему, когда начальство подавляет право человека получать по труду и иметь личную собственность, про частную пускай даже не заикается, а мальтузианство сходно с коммунизмом в желании доказать, что народа для экономических и прочих потребностей хватит, всё равно бабы новых нарожают. Маркиз де Сад, кстати, обосновывал свои извращения схожей логикой - бабы новых нарожают. И мы сейчас видим, как великая либеральная сексуальная революция выглядит маразматически из-за провала идеи, что бабы новых нарожают для радостей садомазо и гомосексуализма.
Но вернемся к Мальтусу. Чем было вызвано английское огораживание? Избытком населения? Нет, исключительно ситуацией рынка. В Германии огораживания не было, хотя производили сукна, держали овец. Английское огораживание было вызвано ситуацией с ремесленным производством в Германии и состоянием английской экономики. Рынок не мог поглотить продукцию сельскохозяйственного производства, чей рост был вызван ростом английского сельского населения. Продукты везли в город, не продашь - не обогатишь феодала, город не мог расти должными темпами, поскольку городская продукция тоже не находила должного сбыта, стало выгодно везти шерсть в Германию. Немецкие ремесленники платили за шерсть достаточно хорошо, а за капусту, репу и зерно не платили, мол, своей хватает по нормальным ценам. Началось огорожавание. По сути это вариант той политики, в которой потом обвиняли российскую власть перед 1917 годом - недоедим, но вывезем. Вывезем, поскольку нашу иную продукцию не покупают. Зато во Фландрии, Нидерландах, Германии покупают шерсть и платят хорошие деньги, на которые можно купить винцо во Франции, сукно для камзолов в Германии, отличные немецкие или толедские латы, заморские пряности и так далее.
Пардон, схожие явления были ещё в Новгородском и прочих русских княжествах. Зерна Европе хватает, зато покупают меха и воск. В итоге страна покрылась деревнями без построек - расчищались в лесу земли под улья. Недаром именно в России делали медовуху, а в Германии и Англии не делали. После производства воска оставался избыток меда, мед был дешев, конкурировал с солодом из ячменя для производства пива. Поморы добывали и выменивали песцовые шкуры, а не ограничивались рыбной ловлей. Просто земли хватало, никто не говорил об избытке населения. В Англии произошло иначе - фискальные цели, то есть уплату налогов для королевской власти было выгодно осуществить за счет производства шерсти, лично обогатиться для феодала тоже было выгодно именно за счет производства шерсти. Количество избыточного населения в Англии определялось степенью жадности властей и феодалов, а не качеством и количеством земель. Также количество избыточного населения определялось неспособностью организовать более доходные производства для удовлетворения жадности властьимущих. В силу ряда исторических причин в Германии допустили создание имперских вольных городов, народ получил отдушины, смог создать ремесленные производства, а в Англии жадность властьимущих это не позволила.
Кстати, когда в Англии научились делать хорошие сукна, то срочно запретили экспорт шерсти. Начался рост городского населения, который численно стимулировал английское фермерство, производящее зерно, свинину и овощи для городов. Обратим внимание - степень жадности это не объективный, мальтузианский фактор, мол, население растет в геометрической прогрессии, а плодородие в арифметической. Жадность кидает власть из крайности в крайность - то людей слишком много, то слишком мало. Жажда власти тоже кидает из крайности в крайность. Но жадность, как мы понимаем, иногда укрощается самим носителем жадности во имя перспектив или грубой силой извне. Жадность это не тот фактор, который с пропагандистской точки зрения всегда можно выдать за объективную реальность и объективные перспективы общества. Не тот результат получим, например, крах СССР был вызван избыточной жадностью и психопатией советской элитки. Жадность и жажда насилия объединяли и спаивали воедино верхушку большевиков в борьбе за революцию, поэтому крах СССР это результат изначальной жадности и жажды насилия.
Продолжу потом, но даже истории с огораживанием достаточно, чтобы понять подтасовку мальтузианства. Что было бы, если в Германии не развились бы ремесла, а в Англии вовремя бы научились делать хорошие сукна и прочие ремесленные изделия? Была бы иная демография. Что было бы, если бы власть в Англии не была бы столь жадной и жестокой? Тоже была бы иная демография. Что было бы, если бы не существовал Ла Манш, Англии пришлось бы всерьез воевать с соседями за земли? Тоже была бы иная демография, поскольку страна резко уменьшила свою боеспособность во имя производства шерсти. Объективные факторы мальтузианской теории на проверку оказываются не совсем объективными.