Является ли Юлий Ким поэтом?

Jul 18, 2019 09:21

https://meduza.io/news/2015/04/13/laureatom-premii-poet-stal-yuliy-kim
Обладателем российской национальной премии «Поэт» в 2015 году стал поэт, композитор, бард и драматург Юлий Ким. Имя нового лауреата стало известно 13 апреля.

По данным издания Colta.ru, против присуждения премии Киму выступили поэты Александр Кушнер и Евгений Рейн, в знак протеста они вышли из жюри Общества поощрения русской поэзии, которое является учредителем премии.

Премия «Поэт» была основана по инициативе Анатолия Чубайса и РАО «ЕЭС России» в 2005 году. На сайте награды отмечается, что она вручается «за наивысшие достижения в современной русской поэзии». Лауреат получает вознаграждение в размере 1,5 миллиона рублей.

В разные годы премия вручалась Евгению Евтушенко, Евгению Рейну, Тимуру Кибирову, Сергею Гандлевскому, Александру Кушнеру и др.

Конечно, пример с Бобом Диланом, которому дали нобелевку за тексты песен, заразителен. Учитывая нищету поэтов в наше время, особенно, русских, поскольку куцое бабло идет прежде всего таким как Кушнер и Рейн, в общем непонятно, зачем Киму премия с деньгами, когда он спокойно зарабатывает на корпоративах. Кстати, Ким, кативший в своё время бочку на Михаила Щербакова, пытаясь опустить оценку его творчество ниже плинтуса, тоже не сахар.

Давайте поговорим о другом, о нашем непонимании поэзии как весьма сложного вида искусства. Хорошее стихотворение всегда имеет скрытую музыкальность и глубокую эмоциональность, которая крайне усложняет написание музыки на хорошие стихи. Музыка сплошь и рядом не способствует, а затрудняет понимание многогранности, эмоциональности и музыкальности стиха или просто затушёвывает мысли. Пушкинское "я помню чудное мгновенье" куда приятнее читать, чем слушать романс. Незнакомку Блока не положили на музыку так, чтобы хотелось не читать, а слушать под музыку.

А с другой стороны, зададим простой вопрос - много ли у нас хороших бардов с хорошими текстами и музыкой в песнях? Тут мы увидим сходу, что бардов много, талантов мало. Стихи для песен под свою музыку упрощаются для читающего, но так, чтобы они хорошо звучали под мелодию. Это очень специфический вид искусства. Сравнивать поэтов и поэтов песенников можно, но мы получим сравнения как в спорте - этот футболист отлично видит поле и умеет организовать игру, он не менее велик, чем наш славный метатель молота, который демонстрирует великолепную координацию движений, ощущение угла, под которым нужно метнуть молот в поле, вдобавок, умеет сконцентрироваться и прибавить результат в условиях острой, конкурентной борьбы. Понятно, что в любом виде спорта есть великолепные атлеты, свои великие результаты и точные критерии оценок, доступные специалистам. Вопрос в том, что барды и поэты вынуждены соблюдать несколько иные правила игры, то есть творчества. Совершенно не случайно Маяковский о песне "Милый мой живет в Казани, а я на Москва-реке..." с завистью сказал - мне бы такое написать. Он был гениален, но такое не написал, специализация не позволила.

Сказанное не отменяет, что у бардов, то есть сочинителей песен и музыки в одном флаконе, есть строчки, которые хочется цитировать. Понятие барда давно требует расширения. Например, Андрей Макаревич или Александр Новиков не просто являются создателями попсы, но и бардами. Обычные творцы попсы текстов не пишут, а берут готовыми или уныло бацают слова под созданный ими мотивчик. Непопулярность российской попсы вне России имеет схожий признак с непопулярностью с непопулярностью песен бардов вне России - без текста и понимания текста слушателями не катят.

Кстати, кое-что схожее мы имеем в американской кантри-музыке - попса для непонимающего тексты часто выглядит привлекательнее, хотя уровень музыки кантри выше и часто достоин внимания даже для непонимающих слова. Кстати, если брать ряд песен итальянской попсы, то тут тоже можно разделить песни на имеющие хорошие стихи и на имеющие плохие стихи, этакую белиберду под зажигательную музыку.

Тут мы можем сказать очевидное - Есенин это великий поэт, потому что он не бард. Ким это отличный поэт, исключительно поскольку он бард. Кушнер - ни богу свечка, ни черту кочарга. В целом же награждения бардов как поэтов для обычных любителей поэзии и просто поэтов является странным. Размываются критерии для оценки уровня поэтического произведения. Искусство почувствовать разницу требует не только очень тонкого понимания поэзии, но и поэтической кухни. В итоге получаем как в случае сравнения футболиста с метателем молота - начинается вкусовщина и возможность плохое выдать за хорошее. Ту же задачу подмены и выдачи плохого за хорошее идея хвалить поэтов не за стихи как за эстетически достойное произведение, а за некое создание новых смыслов. Например, Пушкин не мог написать - Зажил я нонче в добре и уюте,/Ведь у меня теперь дома компьютер! По отношению к Пушкину это новый смысл, не было у Пушкина компьютера. Но такой хрени для рекламы я ещё могу написать сколько угодно. Требовать себе за это славу и премии для нормального человека нелепо, а для играющих в создание новых смыслов хамов самое оно.

В целом же, считаю, что в в оценке поэзии пора быть циничным. Киму дали премию за то, что у него и так есть всё. Деньги есть, слава есть, жизнь прожита. Это как с нобелевкой - четкая установка вручать нобелевку только старикам, поскольку надо создать иллюзию, будто упорный труд и талант вознаграждаются. На самом деле это унижение - мучайся с проблемами, потом мы тебе дадим кусочек, чтобы ты нам был благодарен, а хорошо использовать деньги всё равно не сможешь, болезни, голова дурная от старости, потенция, точнее, её отсутствие, слабая печень даже гульнуть нормально не позволят. В добавлению к унижению появляются Кушнер с Рейном, которые получили премиальное бабло в более молодом возрасте и устраивают скандал. Но слаб человек, премию в морду Юлий Ким не кинул, а кинул бы, так скандал замолчали бы. Вдобавок, его наезд на Щербакова показывает, что он сам слишком ревнует других к деньгам и славе.
Previous post Next post
Up