http://russian.people.com.cn/n3/2017/1027/c31516-9285649.htmlПо данным "Сборника официальных документов о занятости студентов, учащихся за границей в 2016 г.", опубликованных в январе 2017 г., в 2016 г. из Китая отправилось на учебу за границу 545 тыс. студентов. Их количество увеличилось на 36,2% по сравнению с 2012 годом. А количество студентов, которые приехали на родину, составило 433 тыс., что на 58,6% больше, по сравнению с 2012 г. Китай занимает первое место по экспорту студентов за границу, но баланс между уехавшими и вернувшимися постепенно сокращается. Более 80% студентов после учебы возвращаются обратно на родину и не только становятся ведущими кадрами в сферах науки, образования, экономики, культуры, но и живой энергией, необходимой для создания страны нового типа.
Если разделить на десять, то это аналогично ежегодному отъезду на учебу 54 тысяч. российских студентов и возвращению на родину 43 тысяч. При этом в китайском обществе есть мнение, что крупная часть отъезжающий едет потому, что у родителей есть деньги, а учиться на родине мешает неспособность сдать вступительные экзамены. У нас дешевле поступить во все российские, учебные заведения, включая МГУ, на платное отделение и тормозить обучение более способных ребят своей бездарностью. В любом случае, подобный объем отъезжающих за границу и возвращающихся назад у нас очень сильно изменил бы общество. Сейчас бы в РФ жило бы и работало бы около миллиона человек, получивших высшее образование в Европе и США, но их нет. Столь же провальна оказалась попытка привлечь в Россию состоявшихся ученых через Сколково.
Про российских эмигрантов известно, что их тоска по родине оканчивается после первой недели отпуска, проведенного дома. Даже бизнесмены не рвутся в РФ. Это связано, среди прочего, с нежеланием власти на всех уровнях сделать страну приемлимой для проживания людей, знакомых с общемировыми нормами жизни. В Китае масса проблем, но, судя по количеству возвращающихся, условия жизни ближе к зарубежным. Нет российского страха перед китайскими аналогами ГАИ, чиновниками разных уровней, национальной преступностью, нет такого дискомфорта. Хотя китайская власть не сахар. Нет страха потерять деньги из-за инфляции, получить зарплату ниже обещанной. Китайцев нигде особенно не привечают, но шансы устроиться в других странах у них есть, тем более, их система связей выручает. Тем не менее, китайское общество получилось более открытым, чем российское, согласно статистике и готовности местной власти не воспринимать соотечественников как опасность, поскольку они хлебнули иной жизни.
Очень важно, что уехавшие и потом вернувшиеся в большинстве своем не похожи на украинских или мексиканских эмигрантов. Они не виноград на Сицилии собирали и не помидоры в Калифорнии. В основном это интеллигенция и предприниматели. В КНР иная система диктатуры власти, она не боится столкновение местного менталитета с заморским. Поэтому трансформация китайского общества неизбежна.
Проблема Запада в том, что диктатура олигархата, культур-мультур и терроризм всё больше превращают эти страны в носителей ничуть не меньшего негатива, чем диктатура КПК в КНР. Регламентация хозяйственной жизни тоже лишает их экономики конкурентного преимущества относительно Китая. В Китай уже давно с удовольствием едут специалисты не на три-пять лет заработать хорошие деньги, а на куда более длительный срок. Это значит, что их родина не может использовать их потенциал. Это значит, что Китай всё больше сравнивается по степени открытости общества с конкурентами и нащупал способы использовать открытость с выгодой для себя. Возникла как бы парадоксальная ситуация - Запад сам уничтожает собственную привлекательность и конкурентоспособность. С Россией понятно - общество слишком закрыто и зажато, чтобы сюда возвращались активно соотечественники.