https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1180587.htmlЕсть жизнь реального Мейерхольда, есть посмертная слава, которую ему либеральная общественность стала клепать по случаю оттепели времен Хрущева. Либеральная общественность желала возвеличить нерусские жертвы, чтобы забыть о русских жертвах сталинизма. Недаром столько сил было потрачено на восхваление Тухачевского, прославившегося кровавым подавлением крестьянского восстания на Тамбовщине, после которого население только Тамбовской области сократилось с 2,5 до 1 миллиона человек. Восхваление Мейерхольда тоже имело свой смысл. Его театр всегда считался скандальным, где желание режиссера выпендриться превалировало над понятиями искусства и эстетики. В соцреалистических постановках, где не было выкрутас, превалировали шаблоны. Подтекст восхвалений был прост - мы и кухарку выдадим за гения культуры, политики, философии, короче, чего угодно.
Реальный же Мейерхольд был ценее советской власти тем, что сходу принял её всю - со всей демагогией, грабежами, расстрелами, марксизмом. Такие ценились, таким давали деньги и многое прощали. Мейерхольд ставил свои эксперименты, власть умилялась. Но Мейерхольд остался такой же внесистемной личностью, какими были стихийные большевики перед революцией. Он писал доносы на всех подряд, забывая золотое правило - коллективный поток доносов всегда убедительнее индивидуальных. У него бывали нервные срывы. Он не понимал, что за внешней эксцентричностью сплошь рядом должен стоять расчет и холодный ум. В итоге он стал мешать и раздражать власть. Чем, например, должен был ответить Илья Эренбург на донос Мейерхольда? Не просто личным доносом, а коллективным, когда десятки, если не сотни его симпатизантов, должны были обнажить перья и марать бумагу словно труп резать в анатомическом театре. Совершенно не случайно нам не дают полную картину доносов того времени. Слишком многое станет видно.
Мейерхольду отомстили большим большевистско-чекистским коллективом.
Через три недели после ареста Мейерхольда его 45-летняя супруга была жестоко убита в собственной постели - неизвестные нанесли ей 17 ножевых ранений и вырезали глаза. На ее похоронах детям было приказано покинуть родительскую квартиру в течение двух суток. Большая жилплощадь тут же была поделена между семьей личного водителя Лаврентия Берии и секретаршей любвеобильного сановника.
После трех недель пыток Мейерхольд подписал все обвинения против себя и известных деятелей культуры, а перед смертью от них отказался.
На сегодняшний день есть две документально подтвержденные версии смерти режиссера. Согласно одной, 1 февраля 1940 года в одном из кабинетов Бутырской тюрьмы было зачитано обвинительное заключение в шпионаже и объявлен приговор - смертная казнь.
За ночь до казни Мейерхольд написал свое последнее письмо на имя председателя правительства В. Молотова, в котором рассказывал об унижениях, систематических избиениях и пытках: В архивных документах Бутырской тюрьмы сохранилась запись: «Приговор приведен в исполнение 2 февраля 1940 года».
Но есть и вторая версия, основанная на свидетельствах очевидцев. Через много лет они рассказали, что перед смертью 66-летнего Мейерхольда зверски избили, переломали все пальцы и утопили в бочке с нечистотами.
Да, ту же Райх могли арестовать, но наказание заранее планировалось как публичное, чтобы не было сомнений, дескать, взяли Мейерхольда в общем порядке. Думаю, что не через много лет было рассказано о том, что Мейерхольда замочили в сортире, кой кому рассказали сразу. Надо же своих порадовать. И убийство Зинаиды Райх тоже образцово-показательно - не только убили, но и глаза вырезали, чтобы не было сомнений, мол, убили, но случайно и при ограблении. Всё здесь символично от мочения в сортире до вырезания глаз.
Но не менее символично, что нам правды не сказали, а наоборот попытались запудрить мозги. Андрей Вознесенский и Альфред Шнитке даже песню написали в его честь, где нам уныло впаривали, будто Мейерхольд был гением.
http://webkind.ru/text/73834503_0669222p542025167_text_pesni_gde-vasha-mogila-muz-alfreda-shnitke-sl-andreya-vozn.html ПЕСНЯ О МЕЙЕРХОЛЬДЕ
Андрей Вознесенский
Где Ваша могила - хотя бы холм, -
Всеволод Эмильевич Мейерхольд?
Страны открывающий мореход -
Всеволод Эмильевич Мейерхольд.
Профильным, провидческим плоск лицом -
сплющен историческим колесом.
Зрители в бушлатах дымят махрой -
ставит Революцию Мейерхольд.
Резвее революция не театр?
Здесь не репутацию - голову терять!
У «Отелло» гибельный реквизит -
на зелёной сцене платок лежит.
Яго ухмыляется под хмельком:
«Снова мерихлюндии, Мейерхольд?!»
Ревность революции как мавр черна,
верны революции знамена.
Скомканный платочек - от слёз сырой…
Всеволод… Эмильевич… Мейерхольд…
Где воздвигнуть памятник - могилы нет,
не застынуть паинькой в монумент.
С пьедестала сцены мильоны вольт -
полыхает Всеволод Мейерхольд.
1974
Ой-ой-ой, постановки Мейерхольда пытались возобновить, но зритель от них в ужасе отшатнулся. Никакого пьедестала сцены в миллион вольт не получилось. Свои убили своего за нарушение понятий. Вот, кстати, песенка в исполнении Золотухина.
Click to view
.
Есть в революционной мании величия нечто притягательное. Ставит революцию Мейерхольд./Разве революция не театр... - какие они раскованные, как красиво себя нахваливают. Даже забываешь, что поставил революцию Ленин с товарищами, а не Мейерхольд. Или вот это специфическое - ревность революции как мавр черна (согласен), верны революции знамена (в смысле, знамена верны черной ревности? Не будут спорить). Только у Сервантеса Дон Кихот получился истинным благородным безумцем - не призывал других мочить в сортире и сам не был замочен. У нас же иной вид безумия - большевистский.