Тургенев и повесть Жид

Aug 07, 2017 16:20

http://tapirr.livejournal.com/5740415.html
"В 1846 году И. Тургенева пишет свою повесть «Жид», которую вполне можно назвать антисемитской. В ней И. Тургенев повествовал об одном еврее, который додумался до оригинального бизнеса-гешефта: под девизом «за деньги достать можно всё» предлагал русским офицерам, которые во время войны стояли лагерем в Пруссии, свою дочь Сару на ночь для развлечения, брал задаток, когда приводил - брал остальное, и дежурил у края палатки.

А Сара вела себя строптиво, поэтому офицеру приходилось её ублажать опять немалыми деньгами, после чего Сара, позволив поцеловать лишь свою ручку, внезапно убегала из офицерской палатки в ночь под прикрытием своего отца. Русский офицер был изумлен, «взведен», разочарован и раздражен, но с искорками романтической надежды, которую на следующий вечер опять раздувал появившийся гениальный еврейский «фактор» и сериал «разводки» с её дочерью и вытягиванием денег продолжался на том же уровне близости. Но случайно обнаружилось, что этот еврей подрабатывал ещё и шпионом, и попался с поличным, после чего его повесили. Трагизм ситуации состоял ещё и в том, что один русский офицер в результате этих кратких свиданий влюбился в черноокую Сару и в связи с арестом её отца пережил целую гамму непростых переживаний на фоне слез Сары и её просьб, и попытался спасти шпиона, и в результате всей этой истории, поддавшись на соблазнительное искушение еврея, заплатил дорого не только деньгами…

В общем, - притча получилась сильная. Осталось только проследить линию западников: это произведение Тургенева, конечно же, «не заметили» Белинский, Герцен и прочие западники; большевики естественно за это сверхсекретное произведение могли легко расстрелять, а после Отечественной войны засекреченное произведение было доступно только для узкого круга советских специалистов; после «перестройки» и с наступлением гласности и «свободы» - бдительные демократ-либералы внимательно следили и следят, чтобы никто не вздумал его публиковать, и сегодня 99% историков и литера-
туроведов ничего о нем не говорят, его нет, И. С. Тургенев зря писал…

Уж не знаю, насколько данная история семитская или антисемитская, но Тургенев явно заставляет русских офицеров вести себя ненормально. Какой задаток за проститутку, если товар не показан, а только описан? Какое дополнительное ублажение красотки деньгами, если деньги уже вручены её папаше в её присутствие? А за динамо проститутку полагается бить вместе с папашей. Сопротивление не в счет - достается шпага или сабля. Никакой нож в кармане папашки-сутенера не поможет. Отдаст обратно деньги как миленький. Естественно, о дурном поведении проститутки и папаши вполне естественно рассказать товарищам. Те придут, помогут, ещё наваляют. Наконец, что за идиот этот другой русский офицер, втюрившийся в девку, разводящую таким образом мужчин на бабки?

Тургенев заставляет русских офицеров вести себя ненормально, пытаться соблюдать ненужный политес, робость и глупость под видом порядочности там, где действует простая марксистская логика деньги-товар. Наконец, идейная страшилка - папашка оказался шпиёном. Понятно, что шпионов использовали все стороны. Но вы можете представить себе Анну Чапман, озадаченную идеей, как секреты выведать, на бабки развести и ещё сексом не заняться? Ляжет как миленькая.

Проблема русской литературы 19-го века в избыточном увлечении воспитанием читателя, причем, воспитанием, которое ведет к ненормальному поведению и ненормальному восприятию реальности. Антисемитизм или засемитизм в данном случае не играют роли. В романах, лишенных всякого антисемитизма, русский мужчина в общении с женщиной у Тургенева сплошь и рядом ведет себя ненормально, робеет там, где не надо робеть, ищет в женщине чего-то сложного в тех случаях, когда ничего сложного искать не надо, не видит самого очевидного. Возьмем повесть Ася. Всё понятно - герою предлагают женщину в содержантки, а ему нужна великая любовь, оставляющая пресловутую Ася без денег и без права заодно заниматься сексом с её любовником, не важно, брат он ей или не брат. В итоге он пытается узнать её биографию, а она заведомо достаточно сомнительна и может служить материалом для шантажа. В итоге его пассия с братцем бегут прочь. Но Тургенев, хотя, как я думаю, в реале всё понял, пытается всё окутать романтическим туманом, поскольку он понимает, а другим понимать такое нельзя.

Но советское общество тоже ненормальное. Спрятали повесть от читателя, поскольку идейный выбор прост - или вычеркнуть писателя из мировой литературы в стиле США, где Марк Твен может быть проклинаем за то, Наклберри Финн называет негра негром, или поступиться принципами, признав, что антисемит сплошь и рядом оказывается талантливее засемитов, но только не сказать самого главного - не надо превращать читателя в идиота, не знающего, как детей зачинают и как надо вести себя в реальной жизни.
Previous post Next post
Up