О, небо, спаси нас от реконструкторов!

Jan 15, 2017 00:52

http://demid-tsvetkov.livejournal.com/72171.html
Когда мы говорим о количестве жителей в том или ином городе, мы всегда должны учитывать, что население не было стабильным, а наши оценки плотности населения тоже относительны применительно к Средневековью и Античности.


Что мы можем извлечь из данного плана Стамбула от 1493 года? Если карта, которая явно весьма условна, не врет, то крупная часть христианского населения Стамбула попросту бежала на запад, в Италию и Испанию. Возможностей для отъезда с учетом расстояний было много. Сели в лодку, поплыли вдоль берега, далее от Греции до Италии два дня на рыбацкой лодке через Адриатику. Часть же никуда не бежала, а погибла после штурма Константинополя. В итоге в городе образовались пустыри, деревянные строения и конструкции сожгли при готовке пищи и зимой. Кирпичные строения разобрали и использовали как для новых внутри города, так и в пригородах. Это самая обычная практика.



Из этой карты 1710 года мы можем понять, что в городе увеличилась застройка, а часть пустырей сознательно сохранили как парки, что совсем понятно по карте 1720 года.



Здесь, если карта не врет, мы видим резкий рост застройки по другу сторону бухты Золотого рога. Да, город десять лет быстро рос, но, если мы на предыдущей карте заметим желание художника показать город только внутри крепостных стен, то точно сказать степень роста города мы не можем. Но самое занятное, что мы не можем вычислить плотность населения по объемам застройки. Даже не можем сравнивать с современными фавелами, поскольку они легко разрастаются. Старые города имели иную проблему - кто селился за чертой города, рисковал потерять статус горожанина. Тут надо было смотреть конкретно, когда был риск стать зависимым землевладельцем, когда не было.

Разберу два примера. Дом-музей Горького в Нижнем Новгороде. Четыре комнаты, все маленькие, одна у деда, другая у бабки, а всего жило 16 человек. Спали на палатях, это доски, которые доставались и крепились в помещении перед сном. Подвал - там жила мать Горькова, с мужем и без него она одинаково работала проституткой. Вроде, у неё был просторный подвал, но ведь там же часть подвала занимали припасы. Вместе с конюшней и дровяным сараем на дворе всё хозяйство занимало сотки три. Это плотность, которой в фавелах редко встретишь. При таких нормах жизни плотность населения в Нижнем Новгороде могла доходить до 60 000 человек на квадратный километр. Но это не значит, что было именно так. Возьмем плотность в Кабуле - бывший советский военнослужащий после плена осел там, работает шофером, пара комнат всего порядка 30 кв. метров, живут он, жена, трое детей, а будет и пятеро. Двор небольшой, размером с комнату метров в 25, кто-то живет на втором этаже. В московсках коммуналках раньше жили хуже. Одна сотка это сто кв. метров, с учетом дворика человек десять живет на 50-60 кв. метрах. Как считать? Двадцать человек на сотку это 2 тысячи на гектар, 200 тыс. на кв. километр. Но реально жило меньше с учетом улиц, наличия домовладений с просторными дворами, с хорошими домами и обилием комнат. Фавелы же строятся с запасом, пришла семья на пустырь, заняла довольно много места под хижину и дворик. Уплотняются по мере надобности и наличия денег - строят второй этаж, занимают часть двора под пристройку к дому и т.д.

Но наши славные реконструкторы без исторического образования думают, что они могут всё легко подсчитать. http://crustgroup.livejournal.com/79199.html Начнем с того, что мы не можем подсчитать количество церквей в Константинополе по элементарной причине - часть из них разобрали на кирпичи и дрова в период падения численности населения после взятия его турками. Отнюдь не все церкви переделали в мечети. Туркам очень долго не было нужно такое количество мечетей. Сорок церквей в Константинополе это символическая цифра. Могло быть больше, могло быть меньше. А насчет ипподрома уже лучше помолчать. Откуда взята цифра в 16 рядов? Смотрим -


Далеко горе-реконструктора не пошлю. Ехал бы он в Херсонес и убедился бы, что при таком перепаде высот (мы тут не учитываем, что часть верхних кирпичей могла быть унесена, а культурный слой сделал стену как бы короче), в греческом театре мы получим не 16, а 30-40 рядов. Но обычно греческий театр мог иметь 50-70 рядов и даже больше. Короче, ипподром вполне мог вместить 60-100 тыс. зрителей, а, судя по дракам между синими и зелеными (названия партий болельщиков), на ипподром ходили прежде всего мужчины. С учетом женщин, детей, стариков и старух цифру в 100 тысяч мужчин можно умножить на три, а можно на четыре или пять, да и то получим неточную цифру.

Главная же проблема реконструкторов это невозможность инженеру без копания в источниках определить колебания численности населения. Население Константинополя в разные века было разным. Сокращалась налоговая база, сокращалась численность. Например, арабские завоевания отняли у византийских императоров источник дешевого хлеба - Египет. Затем арабы отняли Малую Азию. В таких случаях население бежит в сельскую местность. Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 году снова ударило по городу. Завоевания турок подорвали налоговую базу уже в Греции и на Балканах, но вызвали приток населения в окрестности Константинополя. Конечно, население знало, что Контантинополь рано или поздно падет. Скорее всего, именно тогда началось очередное сокращение населения.

Иногда у нас удивляются, почему на рисунках 19-го века Рим выглядит запустевшим, причем остатки античных строений соседствуют с руинами христианской эпохи. Всё очень просто. До 16-го века Рим успел возродиться после античного упадка. Папы римские успешно собирали церковную десятину. Паломники тоже приносили деньги. Можете почитать Франсуа Рабле. В Гаргантюа и Пантагрюэле он с ненавистью описывает, как много из Франции морем везется съестных припасов ко двору Папы. Корсары жировали за счет грабежей судов, везших зерно и хлеб из Франции и Испании в Рим. Но затем Рим был разгромлен ландскнехтами, которых наняли выбить французов из Северной Италии. Они разгромили французов при Павии. Новые отряды были наняты для продолжения войны, а заплатить им был должен Карл Пятый, король Испании. Но он запоздал явиться к наемникам с деньгами. Наемники всерьез оголодали, обозлились и взяли Рим. Произошло это в 1527 году. Более 40 000 жителей было убито, ранено и пленено. Наемники здорово обогатились, затем многие их отряды были разбиты, но денежки перекочевали в карманы разных местных отрядов самообороны из провинций, которые убивали наемников, поставщиков продовольствия, маркитантов, но не прежних владельцев. Рим запустел и с трудом восстанавливался. А потом произошел финансовый крах прежде всего не итальянских банкиров, а Папства. Войны с Турцией на суше и на море опустошили казну. У испанцев не хватало золота для войны с протестантами в Голландии и Северной Германии.

Дальнейшее проходят в институтах. Финансовый крах Рима вызвал финансовый крах итальянских городов, которые продавали в Рим свою продукцию. Население побежало из городов Северной Италии брать в аренду земли небольшими участками под садоводство и овощеводство. Арендовали и покупали даже прежде неудобные склоны. Представьте себе, горшечник делал хорошую глиняную посуду, исчезли богатые покупатели, исчезли доходы. Тогда уж удобнее завести гектар земли, иметь своё вино, кур, сад и огород, а глиняную посуду возить в город по базарным дням. Произошло резкое падение численности городского населения. Римское же население настолько сократилось, что даже храмы опустели. Везде начали образовываться живописные руины в придачу к античным. Кстати, корсары тоже обнищали. Их место заняли алжирские пираты.

Подобные периоды чередования подъема и упадка городов делают бессмысленными примитивные арифметические расчеты. Попробуйте, например, по количеству зданий рассчитать население Петрограда и далее Ленинграда в первой половине 20-го века. При прежнем количестве зданий город потерял при большевиках три четверти населения к 1920 году. Голод, устроенный большевичками, заставил бежать в деревни, а часть перехала в Москву. Затем большевистские уплотнения, знакомые больше по Булгакову относительно Москвы, сделали прежние нормы расчета численности населения в Ленинграде бессмысленными. Но потом война, блокада, массовая гибель людей, которых вовремя не эвакуировали. Снова завоз населения из сел и городов после войны. В 50-ые при Хрущеве занялись реальным строительством жилья для населения, ввели иные нормы жилплощади. Теперь, после перестройки, с одной стороны, имеем строительство комфортного жилья для состоятельных граждан, с другой стороны, цены на жильё кусаются для рядовых граждан, отсюда аренда жилья и уплотнение населения в расчете на дома времен Брежнева и Хрущева. Получается, что попытка расчетов с помощью арифмометра без учета исторических реалий оказывается очень приблизительной.
Previous post Next post
Up