Один знакомый рассказывал про своего приятеля в Аргентине, рекламировавшего там современные принципы маркетинга, и четко заявил, что аргентинцы - козлы. Это вывод приятеля, который пытался продать свои методы, мол, могу удвоить и утроить оборот любого магазина, а ему в ответ отвечали, что в услугах не нуждаются. Такие они тупые и косные.
Между тем, за торговцами была своя правда. Как только вы начнете рекламную кампанию товаров соседней лавки, вашу рекламу можно элементарно увидеть, скопировать, пустить в ход. Если бы это можно было сделать тайно, тогда имело бы смысл. Более того, если вы такой умный, то заведите свою лавку, пока мы расчухаемся, вы получите хорошую прибыль, вернете кредит, успеете создать вторую лавку. Чем плохо? У многих только одна лавка, а у вас будет две. В целом же не забывайте, что количество покупателей и денег на руках от количества рекламы не меняется. Расстояние от лавки до лавки для покупателя тоже неизменно. За ботинками вы поедете подальше, если вы клюнули на рекламу, можете даже купить ботинки по более высокой цене. С хлебом такой фокус не пройдет. Как только покупатель сообразит, что качество хлеба в соседней лавке не хуже, чем в рекламируемой, он продолжит покупать хлеб рядом с домом.
Здесь для нас самое главное не конкретные проблемы сбыта и рекламы, а психологическое отношение.продавца. Ему не нужна правда, ему нужна победа. Правда имеет отрицательную цену, поскольку мешает настрою рваться в бой и побеждать хотя бы в собственном воображении. От такого подхода происходят мнения, которые расходятся потом как круги по воде. Все аргентинцы козлы, лавочники не умеют торговать, реклама не занимает четкое место на рынке, не связана с покупательской способностью населения, конкретным товаром и т. д. Правда тем уже плоха, что настраивает на примиренчество с жизнью - раз ты такой умный, то заведи свою лавку, всё лучше, чем пытаться снять сливки, когда тебе их не дают. Для кого-то правда имеет не отрицательную цену, поскольку предупреждает - всё не так просто.
Тут общество попадает в классическую ловушку. Нужно сказать правду, чтобы перестать вращаться в иллюзиях типа, все аргентинцы козлы. Но эта правда рыночной цены не имеет. Продать нельзя. Зато у правды хватает врагов, поскольку она мешает победоносным настроениям. Создайте иную атмосферу, аргентинцы перестанут быть козлами, а тупо потащат вам своё бабло. Когда убедятся, что при новых методах рекламы у всех скопом, все как общность торгашей ничего не выиграют, поскольку емкость рынка не изменилась, будет уже поздно. Деньги уже перекочуют вам в карман. Так и живет общество - активный элемент говорит, что знает правду или хочет узнать правду, а на самом деле хочет победоносный результат.
Вот иная история о желании узнать правду-матку. Когда Савик Шустер работал ещё на ТВ в России, решил он затеять обсуждение реформы работы ЖКХ. Савик решил, что он будет победоносным, поскольку он умен, а русские это было, он полон западных знаний о маркетинге информации, провоцировании зрительской реакции и манипулирования общественным мнением, а вокруг русские неучи. Задумка простая - провоцируется дискуссия, народ обсуждает, в итоге он сам выбалтывает, как им нужно управлять. В провинциальном городке установили камеру и пригласили народ. Народ же не понимал задачи Шустера, поскольку думал о другом - ему не важна реформа сама по себе, ему важно, сколько он будет платить. Задача же Шустера была в другом - спровоцировать дискуссию, чтобы народ сам сказал, как с него эффективнее драть деньги. Народ слушает речи Шустера и к камере не рвется. Ещё больший провал ожидал Савика при общении с работниками ЖКХ. Те кормятся от распила бабла, поэтому должны четко представлять себе, какие лазейки для распила какая реформа сулит. Но они-то понимают, что нельзя на камеру говорить и портить собственный интерес - мол, так и так мы закрываем лазейки для распила бабла. В итоге они говорят просто - пока ничего не поняли, надо посмотреть, подумать. Шустер провоцирует, а они только плечами жмут и в победоносное настроение, мол, если мы скажем то-то и то-то на камеру, мы победим волевым настроем и убедительностью, полностью отсутствует. В итоге Шустер скис. Дискуссия по сути напоминала диалог. Один агитирует за жильё, другие отмалчиваются, но никто не говорит - на ипотеку не согласны, денег нет, да и обманете на процентах. Ради победоносия надо делать вывод - все козлы! В данном случае просто не было и не могло быть человека со стороны, чтобы сказать - раскусили, желающих объяснять, как ими лучше манипулировать, в данном случае нет.
Это и есть наше общество. Никто не знают, за что может вызвать недовольство. Любая речь чревата последствиями. Сказал правду - вызовешь недовольство борцов за победоносие. Скажешь нечто победоносное, решат, что решил надуть. Короче, ни слова в простоте. Лучше создать иллюзию, что ничего не понимаешь, хотя на самом деле боязно спровоцировать раздачу оплеух.
Далее Шустер нарвался на интересный момент. Рядом с камерой оказалась дама в дорогой шубе, вся из себя особая на фоне бедно одетых рядовых граждан и истерично заявила - у неё двое детей, а муж сбежал куда-то деньги зарабатывать. Если вы мужа найдете, алиментами обложите, баблом её обеспечите, то она согласна на любую реформу ЖКХ. Шустера передернуло, он верил, что его система провокации даст эффект, наконец-то, эффект проявился, но не тот, не победоносный. Зато из женщины жажда спорить и побеждать просто перла наружу. Вот вам и правда, и победоносие в одном флаконе.
Недавно наткнулся на очередной пример победоносного настроения.
http://bagira-belaya.livejournal.com/229248.html История банальная до безобразия. Женщина с детьми решила, что ей выгоднее развестись с мужем-начальником и получать алименты. Развелась, получала, ругала мужа-козла, а потом её мужа уволили, она осталась без денег, теперь воет. Процитирую этот образчик -
Развелись. Морально жить стало легче, т.к. не стало рядом человека, который просто втаптывал меня в грязь. Полгода получала алименты, и получалось сводить концы с концами. Сейчас наступил момент, что вся карьера бывшего мужа рухнула, его уволили. И соответственно, приходится жить на одну мою зарплату, без алиментов. Искала другую работу - не найти, везде хотят молодых. Да и в городе у нас безработица, везде сокращения! Уже руки опускаются, и жить не хочется. Уже начинаю думать, что может зря я подала на развод? И надо было дальше унижаться, закрывать глаза на равнодушие мужа, на его измены, зато не сидели бы голодными.
Вы что-то поняли? Если мужа уволили, у него теперь денег нет, как отказ от развода мог бы увеличить доход в семье? Скорее, наоборот, надо радоваться, что вовремя развелась, не надо кормить безработного мужа. Зато визг победоносный. Найдите, сделайте, заставьте.
И тут получается, что победоносность скрывает от нас правду - от безработицы у нас страдают миллионы, а не только бывшая жена бывшего начальника. Другая правда заключается в том, что вся эмансипация кончилась именно тем, чем и должна была кончиться. Не воплями женщин о жажде лесбийского секса и работы на панели, а тем, что женщины хотят, чтобы их кормили. Но именно этого российская элита дать принципиально не желает. Нет необходимого количества рабочих мест для мужчин. Приплыли. Нет необходимых традиций отношений, оформляющих данное кормление. Зато есть традиции визга - именно мне обеспечьте.
Визг это тоже бизнес. Как мне объяснил один еврей, глава фирмы, бизнес это разведение людей на бабки. Согласен, вопрос в том, что вы дадите в обмен на бабки, в данном случае дадите победоносие или унылую правду-матку. Победоносие - одна из основ бизнеса, но не всегда дает бабло, часто остается утешаться сакраментальной фразой - все вокруг козлы. Правда-матка оставляет людей без утешений. Неудачливый рекламщик в Аргентине сам виноват, что учил рекламный бизнес, но не узнал сущие мелочи о психологии и поведении мелких торговцев. Иначе стал бы работать с более крупными бизнесами, где реклама дает иную отдачу. Савик Шустер, наверно, и сегодня не понял, что украинский народ потому и орет друг на друга громче, чем в России, что имеет психологию победоносия, а в России победоносие так часто подавляли, что кое-какие хитрости вызывают иное отторжение. Победоносие русских женщин часто бьет по ним самим, а не только по дохнущим как мухи русским мужчинам.
Всё равно пресловутая правда-матка в отличии от победоносия примитивной рыночной цены не имеет. Монетаризация всего и подряд мешает кое-что осознать. Получается, что наше общество дезорганизовано рыночным мышлением. Даешь только победоносие! У Пелевина в одном из романов очень хорошо рассуждает герой-банкир. Сперва он думал, что рынок дает все возможности, а потом понял, что рынок очень ограничен именно для него. Он имел шанс обслуживать строго определенный набор и объем денежных проводок, а возможности обслуживать иные денежные потоки у него изначально не было. Он занял определенную точку на финансовом рынке, а иную точку занять не мог. Чтобы он занял иную точку, нужно было, чтобы весь рынок в целом изменился и появились бы иные игроки. Но это считается фаталистическим подходом к жизни.
Я к тому, что победоносие и путь к успеху несколько отличаются. Точка это место, где жажда победы и реальности нашего бытия совпадают. Получается, что фатализм и настрой на победу конфликтуют в нашем сознании, а не в реальности. В реальности мы получаем две прямые, которые при пересечении создают точку, а совокупность точек создает пресловутую матрицу. Вспоминаю катрен из моего старого стихотворения -
Судьба творится - это факт,
Но будет, есть и было прежде,
Какой бы ни был результат,
Всегда он будет неизбежным.