Высоцкий и Розенбаум

Jan 15, 2014 00:57

Андрей Давыдов обвиняет Розенбаума в предательстве. http://andrey-davydov.livejournal.com/1105790.html?view=2297470#t2297470 Между тем, Розенбаум отличный пример того, чтобы делал офицер КГБ Высоцкий после перестройки. Розенбаум - бизнесмен. Он имеет свою долю во многих бизнесах. Уж не знаю, какова его доля собственности в ликеро-водочном заводе, выпускавшем водку Вальс Бостон. Наверняка, не маленькая. Он весьма котируется в деловых кругах Петербурга.

Как мы знаем, Макаревич тоже не пропал. Хотя элементы совести у него были на момент перестройки, не сразу в струю влился. Но уже давно весь свой. Подкармливается не только бизнесом, но и государством.

Сейчас мы понимаем, что зря Высоцкого на иглу подсадили. Да, боялись, что он во Францию удерет, но ведь он так любил деньги! Жил бы во Франции, а здесь производил бы водку Высоцкий, пиво Кони привередливые, ездил бы по стране, агитировал бы по особым ставкам за Путина. Мог бы на Майдан к Яценюку и Кличко в гости приехать.

Да, возможны варианты. Например, старенький Окуджава срубил бабло в комиссии по помилованию Приставкина, оправдывая грузинских воров в законе. Уехал в Париж и умер. Но, живи он дольше, наверняка бы снова вернулся в Россию бабло нарубить. Ведь он весь был за Ельцина и расстрел Дома Парламента, а денег много не бывает. Приняли бы его на ура.

Кликуши могут воскликнуть - получается, что культура шестидесятников была воровской! Пардон, а кто от вас скрывал блатной цикл Высоцкого или Розенбаума? Разве вы не воспринимали рафинированного интеллигента Окуджаву как часть духовно единой с Высоцким и Розенбаумом компании? Потом надо четко поставить вопрос - что такое воровская культура? На уровне крупного бизнеса она отнюдь не обязана вечно думать о мелких пташках вроде домушников, щипачей, гопстопниках. Распил бабла от ремонта Большого театра даст куда больше, чем доходы от сдачи в аренду трех комнат под блатную малину. Куда интереснее и доходнее петь сердцем советские патриотические песни. Тут у нас тоже свои примеры.

В США нечто схожее. Крупные гангстеры от бизнеса и политики слушают своих, респектабельных певцов. У нас слушают Баскова. Буковский очень хорошо сказал, что в СССР было две культуры - коммунистическая и блатная. Крах коммунистической культуры автоматически сделал главной блатную. А другой культуры нет. Сионизм, христианство, государственничество, глобализм это идеологии, а не культуры. Какую идеологию ни возьми, ей ещё требуется дополнительное культурное или псевдокультурное наполнение. Даже гей-культура это не сексуальная ориентация сама по себе, это стиль жизни, требующий культурного наполнения - либеральные публицисты, стилисты, модельеры, авторы песенок, стишат и романов, и все они отнюдь не обязаны быть геями. Эту роль наполнителя в СССР и современной РФ, конечно, играет блатная культура. Патриотизм приобретает черты блатного чекизма, бизнес - блатного разбоя, кинематография - блатных разборок. Так и живем.

Разве нет ничего блатного в украинской культуре майданных разборок? На мой скромный взгляд там блатного ничуть не меньше, чем в образе крутого Путина образца 2000-20003. Ему противостоят блатные Рушайло и Ходорковский. Печать волнуется проблемами жизни блатной части русскоязычного Нью-Йорка. Чего тут возмущаться Розенбаумом? Возьмите Довлатова, почитайте. Дух приблатненности на каждой странице. Впрочем, если мы углубимся в коммунистическое прошлое, то мы найдем там коммунистический блатняк. Теперь у нас буржуазный блатняк. Гуляй, малина!

Вопрос в том, будет ли этот блатняк заменен чем-то более приличным? Мы видим четкую постановку проблемы - теоретически хотелось бы, но только не за счет отлучения носителей блатной идеологии от власти и собственности. При такой постановке остается только внимательно посмотреть на современную массовую культуру. Это нечто примитивное и склизское. Дебилизм, который сам нуждается в дополнительном наполнении. Массовая культура ничто не может противопоставить блатняку. Блатняк с его игрой в щедрость, благородство и уважение к собственной свободе за счет презрения к чужой свободе и собственности оказывается в выигрышном положении к современной дебильной культуре и к различным псевдоидеологиям, которые пекутся как пирожки разными кургинянами. Идеология блатного индивидуализма и блатного коллективизма хорошо смотрится на фоне идеологии тотального контроля, вездесущих камер слежения, проверок документов и паспортов.

Идеология исламского терроризма не может заменить идеологию блатняка, поскольку блатняк уже нес в себе идеи терроризма времен Ленина и Савинкова. Напротив, надо поставить вопрос - не является ли идеология исламского терроризма наследием блатняка, творчески переосмысленным народами Востока? Под видом чего-то оригинального мы имеем прямые заимствования и переосмысления на свой лад западного и российского стиля жизни. Романтика одесских крышеваний, революционный террор, бандитизм как идеология социального и национального сопротивления. Исламский терроризм нам ничего нового, кроме внешней, религиозной обертки в культурном наполнении, не предлагает. В конце концов, как писал Константин Крылов, первым терористом-самоубийцем в Палестине был еврей, взорвавший себя вместе с мусульманами. Я бы и к блатным корням в христианстве присмотрелся бы. Маргинальная группа, маргинальная идеология.

Чтобы заменить блатняк чем-то иным, мы для начала должны его увидеть во всем величии, а не только в Розенбауме. Нынешняя склока Кураева, батюшка Грозовский, пусси райот, группа Плуцера-Сарно, похождения Лимонова и его нацболов, драка в Думе Журавлева с Алимхановым, мочение в сортире, думцы-педофилы - перед нами блатняк как господствующее направление культурной жизни, если только её можно назвать культурной. Эта жизнь отнюдь не противоречит смокингам, мерседесам, гулянкам в Куршавеле. Чем Прохоров с его девицами не слишком тяжелого поведения не блатняк? Но ведь и отношения Высоцкого с Любимовым тоже были блатняком. Так что не будем говорить об отсутствии в нашем обществе культуры. Она есть, она видна везде невооруженным глазом. И эта культура не терпит конкуренции.
Previous post Next post
Up