http://kosarex.livejournal.com/1397251.html?thread=19672579#t19672579Могла ли существовать цивилизация Си Ся? Конечно, мифическое государство вполне могло быть реальностью. Реальные цивилизации прошлого де факто были цивилизациями каменного века. Каменными орудиями работало простое население, бронза служила для украшений, оружия и для создания ряда орудий, необходимых для производства предметов роскоши. Египтяне обрабатывали землю каменными орудиями, свозили зерно в закрома чиновниках на лодках, которые делали руками без применения бронзовых орудий. Полинезийцы создавали примитивные государства с царями, системой престолонаследования, аристократией, зачатками чиновничества и вообще не имели бронзовых орудий. Происхождение письменности относится к каменному веку. Например, есть признаки того, что древние европейцы знали веревочную письменность задолго до инков. Естественно, так же существовали очень примитивные общества, жизнь в которых была куда комфортнее, чем в государствах майя, где народ надрывался на правящую верхушку и был вечно запуган человеческими жертвоприношениями. Причем примитивные общества и цивилизации в целом пользовались схожими орудиями труда.
Империя инков простиралась на тысячи километров, но и Древний Египет тянулся более чем на тысячу километров вдоль Нила. Культура Хараппы в Индии тянулась на полторы тысячи километров. Мифическая Си Ся была по территории даже больше, чем более поздняя цивилизация Шан-Инь. Можно только гадать, насколько простирались различные племенные союзы на территории РФ и Казахстана. Всё-таки, в отличии от инков, местное население приручило лошадей и иных животных. Торговля на свой лад вполне могла процветать. Были случаи, когда кремневые заготовки находили за сотни километров от вполне конкретного месторождения кремня. На Валдае находили весь глубокие шахты для добычи кремня. Раковины наури с морского побережья переносились на тысячи км вглубь материка.
Типы примитивного хозяйствования тоже сильно отличались от нынешних. Но ладьи викингов или поморов вполне можно изготовить каменными орудиями. В своё время Семенов производил опыты - сколько времени нужно для изготовления разных предметов. Оказалось, что лодку-долбленку можно изготовить каменными орудиями за три недели. Тяжело, но потом лодки хватит, чтобы кормить рыбой целое село. А путешествовать, питаясь сушеной рыбой и сухофруктами, можно очень долго. Полинезийцы это доказали. Кстати, производство сухофруктов раньше имело огромное значение, недаром сохранились представления о первобытном рае как огромном саде.
Однако цивилизации не только создавались, но и разрушались. Мотивация для совместного существования имела свои ограничения. Всякая власть имеет привычку зарываться и не знать меры. Это мы видим по цивилизации майя. Самое простое объяснение их крушения - народ разбежался по иным землям или устроил восстания. Потом жил приблизительно на той же территории, но не было смысла жить возле старых храмов. Примитивный транспорт побуждал государство заставлять жить крестьян поближе к центру - проще дотащить до города продукты, изымаемые у крестьян. Зато самим крестьянам выгоднее было дисперсное расселение. Живя на отшибе, больше поймаешь рыбы, добудешь зверя, вокруг больше лесов с дровами для очага. Короче, развитие государственности вредило чувству сытости, заставляло слишком часто отрываться от забот по прокорму семей, таскать продукты на большие расстояния в закрома жрецов. Короче, гибли древние цивилизации от диссидентства голодных желудков.
Все эти цивилизации порождали войны. А как иначе заставишь население жить компактнее во имя снабжения центра? Естественно, центром становился город. Сперва города строились в местах, где могло прожить больше людей. Потом город захватывал окрестности, заставлял снабжать себя продуктами и получал возможности к дальнейшему росту. Столкновения между городами и победы одних городов над другими вели к тому, что потоки продуктов перераспределялись. Одни города чахли, другие возвышались. Насилие создавало разделение населения единого государства на две части - на желающих защищать власть и территорию и на равнодушных к центру или ненавидящих его. В итоге оказывалось, что соседнее племя могло легко разрушить государство, поскольку большинство населения за него не желало воевать. Это большинство потом становилось кормильцами иных государственных образований. Так население воспитывалось для образования ещё больших государств. В итоге мы имеем современную идеологию - у государства нет господ, есть только подданные.