О социалистических ценах в поисках позитива

Jul 25, 2013 11:10

При анализе цен при позднем социализме нельзя пройти мимо советских достижений. Например, коробка спичек за 1 копейку. Тут нас ждет удивление. Сейчас коробок спичек мне стоит 1 рубль, если я беру в киоске на рынке. То есть, человек с зарплатой в 120 рублей при социализме мог купить ровно столько спичек, сколько человек с зарплатой в 12 000 рублей в месяц. Это может быть дорого для провинции, если там получают 3-4 тысячи рублей в месяц, но это не дорого для Москвы с её зарплатами, да и не только для москвичей. Дешевыми ныне ценами на спички мы во многом обязаны беларусам и Лукашенко и, конечно, китайцам. Цены на спички трудно поднять, поскольку одноразовые зажигалки экономичнее не только старых, советских, но и спичек ценой в социалистическую копейку. Недаром многие приноровились не только прикуривать от зажигалок, но и зажигать ими плиту.

Здесь можно и нужно поиздеваться над апологетикой советского строя. "Дешевые" спички это образ, вызванный ценой на спички до революции, когда технологии производства не только в России, но и во всем мире были отсталые. Спички были дороги. Соответственно, в 70-ые как и в 30-ые годы предполагалось, что при виде спичек крестьянин или рабочий зарыдает от радости, мол, а помнишь, сколько наши предки платили за спички в 1913 году? Тогда нам выгоднее было прикуривать от бензиновых зажигалок. Но мы же сейчас не плачем от радости, спасибо, Путину за то, что китайцы производят газовые зажигалки, благодаря путинской борьбе с олигархами и воровством мы не только мало платим за спички, но и можем экономить на спичках, покупая китайские, газовые зажигалки вместо дорогих, советских. Точно также, если мы посмотрим на цены на газировку. 16 рублей за полтора литра паршивого лимонада в Пятерки это немного. Вчера купил полтора литра Новотерской минералки за 24 рубля, обычно она стоит 28. Если взять доход в 12 000 рублей как равный старым 120 рублям, то получим цену в 28 копеек. Это очень немного - чуть больше 9 копеек за поллитра. Однако цена вызвана конкуренцией, а не особыми качествами Путина. Советский человек имел дешевые цены на иные товары.

Если мы возьмем проезд в метро или в автобусе за 5 копеек, то получим интересный результат. 20 поездок на рубль это 2400 поездок на 120 рублей. При московской цене в 26 рублей умножаем 2400 Х 26 = 62 400 рублей. Это великолепный результат, если бы сейчас все жители РФ имели бы зарплаты, позволяющие с такой легкостью платить за проезд в общественном транспорте, то они бы срочно купили машины, чтобы не давиться в общественном транспорте, а оставить его для нищих, вроде блоггера Козарекса. Путина бы носили на руках, а Навальный тихо бы воровал лес и держался бы подальше от политики. Но, увы и ах, далеко не вся Россия купила автомобили. Низки были цены на электрички и междугородние поезда. Плацкарт от Москвы в Феодосию стоил 14 руб 50 коп. Сейчас для достижения схожего эффекта цены на билеты в поездах надо снизить в несколько раз. И совсем кошмарны даже не по советским меркам, а по международным расценкам цена на самолеты. Слетать в Бангкок и обратно дешевле, чем во Владивосток и обратно. И не просто дешевле, раз в 5-7 дешевле. Да уж что говорить? До Читы поездом не намного дешевле, чем в Бангкок самолетом. Спасибо иностранным компаниям, они позволяют нам радоваться отдыху заграницей вместо того, чтобы ужасаться ценам на дорогу в Сочи и ценам собственно в Сочи.

Такое положение с ценами на транспорт позволяло населению, несмотря на низкие доходы, общаться, ездить к друзьям и родственникам, заниматься туризмом и даже отдыхать на море. Несомненно ниже относительно зарплат были цены в кино, театры и в музеи. Впрочем, и здесь была субординация. Цены на билеты в Третьяковку или Художественный музей были намного выше, чем в музей Ленина или музей Революции. То есть, рынок всё-таки торжествовал. Без учета рыночных требований впарить музей Ленина населению было крайне трудно. Зато билеты в Оружейную палату в Кремле пользовались спросом, несмотря на высокие цены.

Куда больше было проблем с ценами на услуги социального общения. С кино понятно, там показывали кинохронику, то есть политически воспитывали. Цены были низкие, хотя в обмен на социалистическое воспитание потом показывали часто весьма хорошие фильмы, а не только примитивные поделки. Зато рестораны и кафе были дороги. Кафе было мало, поэтому просто посидеть было сложно. К достоинством социализма стоит отнести, что тогда не слишком задирали цены на кашку кофе или чая. Правда, хорошего чая не было, норовили подать жидкий, омерзительный настой из грузинского чая или чай из жженого сахара, но кофе кое-где у нас порой был неплох. Проблема была в очередях и незначительном количестве мест, где можно было посидеть за чашкой кофе. Куда хуже было с более серьезной едой.

Теоретически нас бы сейчас грабили дочиста за счет цен в столовых и мы пели бы дифирамбы социалистическому общепиту. Но здесь нас выручили южные корейцы с производством микроволновок. Стало проще избежать дани, готовить прямо в офисе или в цеху кофе, чай, супы, жарить сардельки и т.д. Чтобы нам не говорили, но будь при социализме микроволновки, лапша мгновенного приготовления, растворимое картофельное пюре и прочее, мы бы тоже избегали и экономили бы на походах в столовые. Сейчас в Москве столовые дороги. Если не есть бизнес-ланч, а взять нечто аналогичное старым временам, то обойдется обед в 300-400 рублей. То есть, если у вас зарплата в 12 000 рублей, вы сможете купить только 30-35 обедов в месяц. Фактически, это запретительные цены на пользование общепитом. Если считать обед по рублю, то тогда можно было купить 120 обедов в месяц. Если стараться уложиться в 70 копеек, то 170 обедов. Сейчас мы имеем грабеж, но и тогда обед на производстве стоил для бедных 1/4 зарплаты. Это слишком много. Недаром столовые приносили доход не только поварам и начальству, таскавшему сумки с продуктами домой.

Был у меня краткий период преподавания в школе. Я уже как взрослый посмотрел на порции для детей - особые, школьные сосиски, раза в 3 меньше обычных, мизерные порции картофельного пюре, миниатюрные тарелочки с супом. Я подумал - враки, что школьное питание дешевле. С учетом размера порций школьные обеды за 30 коп были не дешевле, а, возможно, дороже обедов в обычных столовых для заводов и учреждений. Столь же убогим было питание в пионерских лагерях. Как-то в пионерлагере услышал реплику после контрольного взвешевания детей - у всех потеря веса от 500 грамм до 1 кг. Это было через неделю после начала смены. Недаром перед заездом в лагерь родителям сообщали, что кормят сытно, но детям не мешают захватить с собой из столовой хлеб и съесть перед сном в палатах. Да, предприятия дотировали отдых детей. Но они дотировали из фонда, формировавшегося из доходов предприятия, то есть трудом рабочих и интеллигентов, а деньги из этого фонда было запрещено тратить на повышение зарплаты. То есть, это был вариант соцналога, который с одной стороны, был призван дать возможность родителям отдохнуть от детей, с другой стороны, отнюдь не являлся государственной щедростью. Сейчас же цены на летний отдых для детей зашкаливают. Если корейцы хоть как-то сбили цены в столовых своими микроволновками, то пока они ничего не придумали, чтобы сбить цены на аналоги пионерских лагерей в РФ.

Сейчас цены в ресторанах здорово разнятся. Есть дешевые, где цена блюд практически равна ценам в дорогих столовых в Москве. Они всё равно более дорогие, чем цены в ресторанах в Москве до удвоения цен в 1975 году. Они как раз сопоставимы с ценами после удвоения цен в 1975 году. Есть намного более дорогие. Но тогда были очереди, сейчас очередей нет, зато в дешевых ресторанах изобилие кавказцев и блатной музыки. Уж не знаю, что лучше - мерзнуть на морозе у входа или легко зайти и почувствовать себя в блатной малине, где тебе не очень-то рады. Зато, благодаря левакам, сейчас проще из ресторана уехать, и цены вполне умеренные, такси стоит в два раза дороже. При социализме из-за дефицита такси и малочисленности частного транспорта леваки ориентировались на цены государства.

Особая статья это дешевизна цен на отдельные продукты питания. Картошка стоила 10 коп за 1 кг. Для 120 рублей это 1200 кг картошки. Сейчас в Пятерке картошка стоит 24 рубля, причем не менее омерзительного качества, чем при социализме. 1200 х 24 = 28 800 рублей. Это намного лучше для прошлых цен, чем дикие цены на фрукты, и высокие цены на мясо и бакалейные товары. Приблизительно столько же стоили капуста, свекла и морковь. Низки были цены на репчатый лук. Если сравнить с ценами на остальные продукты, то четко видна направленность - бедным гарантировалась возможность не умереть с голода. Для нынешних времен это великое достижение. Но радостной жизни низкооплчиваемой части трудящихся не гарантировалось, скорее, гарантировалось тягостное, унылое бытиё. Гречка, рис, яйца - уже товары для более состоятельных. В 60-ые годы была ещё одна форма экономии и соцобеспечения - низкие цены на треску. 45 коп за треску без головы и 37 коп за треску с головой. 0,45 х 120 =266 кг. Сейчас на рынке видел треску по 130. Думаю, во многих местах треска дороже. 266 х 140 руб = 36 840. Это даже лучше низких цен на картофель и хлеб. Тогда треска стоила в два раза дешевле похабных яиц по 90 коп! Теперь она стоит более, чем в три раза дороже. Треска стоила раза в два с гаком дешевле селедки. Это был единственный белковый продукт, который не бил слишком сильно по карману бедных. Вот вам социалистический "рай" 60-ых - дешевые хлеб, картошка, капуста, свекла, морковь, перловка, пшенка и ненаглядная треска, за всё остальное, включая сахар, рис, яйца, гречку, масло подсолнечное и сливочное, кур, мясо, колбасы, иные виды рыб, помидоры и, конечно, фрукты надо платить по дополнительному тарифу, поскольку, судя по прейскуранту, это в разной степени, но продукты для более достойных граждан. Напомню, что минимальная зарплата в СССР тогда составляла 30 рублей. Вот эти 30 рублей получала мать-одиночка моего одноклассника Булкина, они мне запомнились тем, что покупали постоянно разбитые дыни и арбузы, искали несгнившие и повкуснее и платили за этот брак по 5 коп за кг. Ну, нельзя же совсем жить без витаминной продукции. Впечатление было сильное. Так и хочется написать - автору данных строк ещё с детства пришлось столкнуться с социальной несправедливостью. На его родном Арбате соседствовали коммуналки, где он жил, роскошные отдельные квартиры для партийцев, убогие лачуги и сырые подвалы, в которых ютились низы советского общества, сбежавшие в город из нищей деревне. Нищета, недоедание, серый цвет лица были нормой для низших слоев, да и пресловутый средний класс не шибко раскошествовал.

Правда, надо признать, что в конце 60-ых доблестная партия удвоила минимальную зарплату. Она стала составлять 60 руб. И самое интересное, что удвоение низшего порога зарплаты совпало с превращением трески в дефицитный продукт. Народу стали усиленно впаривать более дорогие сорта рыбы. Фактический рост цены на рыбу в конце 60-ых и далее в 70-ые это показатель, что с наиболее бедными гражданами в СССР не шибко церемонились. 60 рублей в месяц? Ой, не зажрутся ли? Даже минтай стоил значительно дороже трески. Причем любопытно, что в перестройку вернули старую практику - вместо дорогой водки по 5 рублей как норме с поправкой на инфляцию страну завалили спиртом-ядом рояль, а цены на минтай сдерживали, минтай был крайне дешев на фоне иных продуктов. Вот вам прямое доказательство, что цены были в СССР далеко не случайные.

Низкие цены в СССР существовали на лекарства. Тут надо воздать должное. Государство не рассматривало болезни граждан как повод обогатиться за счет членов общества. Вопрос, конечно, в качестве лекарств. Одни лекарства были хорошие, другие были плохие или их не было. Да, мы платили за лекарства, но нас не грабили. Цены на лекарства трудно сравнивать не только потому, что я многие цены не помню. Сейчас торжествует уголовщина. Рассмотрим её подробнее.

Несколько лет назад фирма Кока-кола выиграла суд против рекламного слогана конкурентов - квас не кола, пей Никола. Конечно, квас полезней кока-колы, но такая реклама незаконна, равно незаконны методы западных компаний, когда подписывали они договора о поставках, но требовала, чтобы не было в киоске фанты, пепси или иной конкурентной продукции. Это всё уголовщина. Ничуть не меньшей уголовщиной является дача вознаграждений продавцам, чтобы они ставили на прилавок только колу, пепси, квас или любой иной продукт. На этот счет есть четкая правовая база. Уголовщина должна наказываться как штрафами, так и посадками в тюрьмы. А разве не уголовщина, когда врачам дают премии за рекомендацию одного лекарства вместо иного? Это только формально врач не является продавцом. Он выписавает рецепт, то есть чек, который вы потом оплачиваете в кассе, именуемой аптекой. Неважно, почему западные страны допускают подобную, уголовную деятельность у себя, важно, почему мы, вопреки готовой правовой базе, допускаем подобную деятельность у себя.

Наше общество не просто переплачивает за лекарство, оно возвело торговлю лекарствами через выписку рецептов в больницах и поликлиниках, через завоз лекарств в аптеки в криминальную деятельность. При этом не надо ссылаться на дополнительную эффективность дорогих лекарств, где-то она есть, где-то, наоборот, дешевые лекарства лучше. Но это уже демагогия, представьте, что я буду рекламировать сок по ТВ - сок это вам не кока-кола, это полезный напиток, пейте! Против меня возбудят уголовное дело - нельзя, есть российский закон, есть международное право. Независимый врач или иной эксперт имеет право вне рекламы такое сказать, да и он за правду не должен получать от производителей соков гонорары. Наша неспособность увидеть криминал там, где он есть, откровенное потакательство правительства криминальной деятельности производителей лекарств и есть причина высоких цен на лекарства. Давайте признаем - Минздрав и Онищенко обязаны во имя здоровья прекратить потакать криминальной деятельности. Лучшее лекарство для Онищенко и работников Минздрава это возбуждение против них уголовных дел за уголовную практику выписывания врачами рецептов на лекарства и за уголовуную практику заказа лекарств аптеками в угоду крупных корпораций.

Здесь я не хочу касаться жилищного вопроса. Скажу только, что условия жилья часто не соответствовали социальному уровню граждан. Например, самой жилищно обиженной в нашей коммуналке была семья военного летчика, уже пенсионера в 60-ые. Он с женой ютился на 5 кв. метрах. Им в 60-ые дали квартиру. Конечно, квартира это великое дело. Забегая вперед, добавлю, что в этом великом деле социальной справедливости было не слишком много. Сейчас же у нас просто грабеж средь бела дня, но есть "счастливое" для нас усключение - мигранты из Средней Азии.
Previous post Next post
Up