Разгрузка Витуса Беринга

Mar 10, 2017 17:52

В нашу бухту вошло грузовое судно-снабженец "Витус Беринг", прибывшее из Ленинграда. Его построили на Херсонском судостроительном заводе в 1986 году, порт приписки - Владивосток. А загрузка для САЭ-34 проводилась в Ленинграде.








"Витус Беринг" судно большое, длина его почти 160 метров, высота бортов 12 метров. На нашу станцию должны были доставить какой-то груз и забрать группу сезонных работников, бочки с отработанным машинным маслом и пустые контейнеры из-под продуктов. Из получаемого груза мне отчётливо запомнилась только холодильная камера. Посуществу это был полуприцеп-рефрижератор, только без колёс. Вот об этом холодильнике и пойдёт речь.
На Беллинсгаузене были созданы две разгрузочные бригады по 3 человека. Я был в бригаде №2. Начало разгрузки лежало на бригаде №1. Но она всё своё время пробила баклуши, решив, что погода слишком плоха для работы. Но на следующий день погода осталась прежней, а к вечеру прогноз наших метеорологов (хорошо иметь все свое!) был и вовсе неблагоприятный. А переносить загрузку и разгрузку больше было нельзя. Цейтнот. Я был посажен на ПТС старшим бригады вместе с механиком Юртаевым и биологом Ильинским.

Биолог Владимир Ильинский (МГУ).



Сначала мы возили контейнеры. Но загрузка судна велась не с самого утра, а примерно с часов 10 по местному времени так как у нас были технические неполадки. На "Витусе Беринге" к этому времени команда рвала и метала икру. Они ведь не захотели переводить свое судовое время в соответствии с местным. И поэтому у них было 13 часов. А это большая разница.
И вот мы вышли на ПТС в залив. Около берега ветер не очень сильный, а вот около борта судна он резко усилился. И если стоять долго на открытом воздухе, то можно покрыться водяной пылью, а потом ледяной коростой. Что в конце концов со мной и произошло. Работали долго. Приходилось забираться на крышу контейнеров, а там прицеплять к ним крюки тросов. А ведь все это на сильном порывистом холодном ветре, волнах, на скользком металле, да еще железные крюки сверху по затылку бьют. Недаром при всех разгрузочных работах обязательно одевают каску. Меня она не раз спасала. Швартовы приходилось фиксировать тоже мне, так как только я мог с ними справиться. Был большой опыт ещё с погрузки в Ленинградском порту. Владимир Ильинский помогал мне взбираться на крышу контейнеров и слезать с них, подставляя свою спину и плечи. Я ему, бедолаге, намял бока порядочно - мой вес в одежде в ледяном панцире был не менее 95 килограммов. Когда помогал Юртаев, то он подставлял голову, так как ростом был пониже. Досталось парням от моих ног, наверное, немало. Но они мужики были настоящие, ни слова претензии. Респект вам, парни!












К обеду сделали два рейса, перевезли восемь контейнеров. Я был мокрый насквозь, и верхняя одежда топорщилась на мне ледяным панцирем. Я весь с головы до ног был в глазури, как рыба, которую нам сейчас продают в супермаркетах. Хорошо, конечно, что жил в домике рядом с берегом и столовой. После обеда лёд на мне стал таять, с меня ручьём текла вода. Вся одежда промокла. Пришлось менять всю одежду. вплоть до исподнего.  Но и второй комплект одежды быстро промок и покрылся льдом. Долгое время, около часа, не разгружались- вся команда "Витуса Беринга" работала на загрузке топлива. А потом на наш ПТС загрузили длиннющую холодильную камеру. До сих пор не представляю, как она поместилась в кузове. Длина кузова нашего ПТС была недостаточна для такого длинномера, пришлось на корму положить две бочки, а потом уже на них устанавливать саму камеру. Пока грузили - чуть нас в воде не сбросили болтающимся в воздухе холодильником. Я в это время выглянул наверх из люка ПТС, а холодильник над кабиной качается. Я по пояс торчу из люка, а холодильник на меня движется неумолимо. Всё ближе и ближе. Примерно в 10-15 сантиметрах груз остановился и пошёл обратно. Я смотрел на приближающуюся смерть и не мог пошевелиться. Могло ведь просто разрезать на две части. Меня ощущение этого ужаса потом лет двадцать во сне преследовало. И сон один  и тот же: приближается ко мне камера, медленно-медленно, сдавливает меня. Сколько раз среди ночи просыпался!
Но самое удивительное - как нас не утопили этой махиной. Мы еле доплыли до берега. Все время шли с открытыми люками чтобы при необходимости быстрее покинуть кабину. А ведь спасательных жилетов на нас не было. С жилетом в люк просто не пролезть.  В эти машины (то бишь ПТС) в кабину можно забраться только через два люка в крыше. Как в танк. А волны были очень сильными. У второго ПТС волнами оторвало передний щиток, закрывавший кабину от потоков воды. Пришли на честном слове к берегу. Хотели разгружаться, а у камеры вес такой, что наш кран её не поднимает. Это удалось сделать только после того как подняли стрелу крана почти вертикально. Но все равно помяли бока у машины основательно. После разгрузки пришлось еще раз идти к "Берингу", но уже повезли от нас бочки с машинным маслом. За один рейс взяли 15 бочек (три поддона). С "Витуса Беринга" нам на прокат дали специальный зацеп для подъёма бочек. После этого возили по 35-40 штук. Но этим занимались работники СевМорГео, находившиеся на борту. Мы же еле дошли до своих домов - такие были промокшие, холодные и голодные. Была у меня мечта - пропустить большую рюмочку спиртного для согрева и успокоения нервов. Как в воду глядел. Прихожу домой, а у нас в гостях сидят чилийцы. И они принесли с собой свою водку. С морозца и холодного душа выпил я, конечно, хорошенько, но зато прекрасно спал ночью. Долго высидеть с гостями не смог, постоянно клевал носом. А на следующий день погода выдалась прекрасная. Вода в заливе как зеркало. Вот когда надо было разгружаться - и не нужен никому никакой героизм. Всё спокойно могли бы сделать.


А "Витуса Беринга " в 2003 году продали на лом. Прожил Витус всего лишь 17 лет.

САЭ, Витус Беринг

Previous post Next post
Up