Примерно в середине июля 1989 года появилась информация, что трансантарктическая лыжная экспедиция сделает промежуточную посадку на нашем острове. Из Ленинграда дали запрос на согласование с чилийской стороной о возможности посадки советского самолёта в аэропорте чилийской станции. Кроме разрешения на посадку необходимо было уточнить размеры взлётно-посадочной полосы (ВПП), так как планировался полёт на тяжёлом Ил-76МД. МД - значит модернизированный дальний, грузоподъёмность до 48 тонн, максимальный взлётная масса 190 тонн. Зная мою склонность к общению на английском языке к кем бы то ни было, начальник станции доверил проведение всех переговоров об организации прилёта и посадки нашего самолёта к чилийцам именно мне. Спустя много лет я уже и не помню всех подробностей тех встреч. Главное, что всё завершилось удачно. Хотя и были проблемы. Ширина ВПП была меньше размаха крыльев самолёта. Длина полосы всего 1350 метров, притом что пробег самолёта при посадке до 100 метров, а при взлёте - от 1500 до 2000. То есть можно сесть, но не взлететь. В те годы чилийцы принимали у себя в основном С-130, который меньше нашего самолёта.
![](http://ic.pics.livejournal.com/korzinin_k/17271262/33365/33365_600.jpg)
Все проблемы утрясли. Ждём прилёта. На аэродром я взял с собой и фотоаппарат и кинокамеру. За время переговоров познакомился со многими чилийскими служащими аэропорта. Один из них предложил мне разместиться на вышке на пригорочке. Оттуда будет хорошая видимость и возможность сфотографировать посадку советского гиганта-самолёта. Чилийцы просто не могли представить, что самолёт таких размеров может к ним прилететь. И вот вдалеке показался ИЛ. Чилиец мне объясняет, что самолёт немного снизится, пролетит над ВПП, зайдёт на второй круг, на втором круге ещё ниже снизится, вновь пройдёт над полосой, и только на третьем круге совершит посадку. Так делают все грамотные чилийские лётчики. А самолёт тем временем всё ближе и ниже, ближе и ниже. Чилиец всё талдычит - сейчас пролетит над нами. А самолёт с первой попытки садится. Чилиец не мог говорить. Он просто шептал - «Фантастика! Фантастика! Этого не может быть!». Посадка прошла не совсем гладко. Шасси коснулись земли за несколько метров до начала ВПП. Было сбито не менее 5 сигнальных фонарей, обозначавших начало ВПП. А полоса начиналась у самого обрыва высотой метров 20-25. На видео хорошо видно, что был сильный удар о землю Самолёт по сути просто замахал крыльями как птица. Для увеличения сопротивления воздуха экипаж открыл двери по обоим бортам. Из самолёта на полосу полетело какое-то барахло, его как пылесосом вынесло наружу. Потом народ ходил по полосе и собирал потерянные вещи. Накануне вечером и в ночь перед посадкой выпал снег толщиной сантиметров 15 (сейчас точно не помню, но где-то в этих пределах. Этот снег помог самолёту сократить длину пробега при посадке, но и усложнил поиски пропавших вещей.
Среди прибывших был оператор с 1 канала телевидения. Он поделился со мной своими впечатлениями о посадке. Оператор находился в носовой части, в самом низу, в фонаре (или как это место называется по другому). С его слов: «- Обрыв всё ближе и ближе. Я просто лечу в этот обрыв! Появилось чувство ужаса. Сейчас я умру! От страха просто закрыл глаза. Сильнейший удар. Я дышу. Не умер! Открываю глаза, а передо мной летит снег посадочной полосы. Прилетели.» Мужик ещё не скоро успокоился после такого стресса.