Научно о пробках на дорогах

Jun 26, 2013 13:35

Думаю, для пользователей ЖЖ не секрет, что сейчас развёрнута широкая дискуссия о проблеме пробок на дорогах и о методах борьбы с ними. С одной стороны такие деятели как Макс Кац (maxkatz) и Илья Варламов (zyalt), с другой - условно «автомобильно-строительное лобби ( Read more... )

интересное в сети, общество

Leave a comment

kurgus June 26 2013, 10:31:17 UTC
Самое интересное, что парадокс Брайеса не является роковым и неизбежным.

Чисто математически, Брайесов парадокс - частный случай равновесия Нэша, которое, в свою очередь, проявляется в некооперативных играх - т.е. при условии статических граничных условий (правила во время игры не меняются) и взаимной неинформированности игроков.

Такие же проблемы возникали в "ранних Интернетах" при использовании статических и ранних динамических протоколов маршрутизации - вроде RIP и прочих distance-vector routing protocol, когда маршрутизатор-"водитель" знал варианты маршрутов, включающих различное число промежуточных узлов-"перекрестков" и слал пакеты по кратчайшему - как Брайесов эгоистичный водитель.

Проблема решилась достаточно просто - взаимным информированием о состоянии линков и переходом в кооперативную игру - т.е. переходом на link-state routing protocols.

В случае дорожного движения технически собирать информацию о трафике и загруженности линков в реальном времени нет проблем - берем логи запросов на регистрацию мобильных телефонов на базовых станциях и дискриминируем по скорости - но здесь законодательные и орг. проблемы.
Вопрос в информировании водителей.

Но единственный действующий пример link-state routing в городском движении я видел в Бангкоке, где на главных улицах перед разветвлениями / объездами висят электр. табло, показывающие загрузку разветвлений.

Reply

korzhimanov June 26 2013, 10:47:05 UTC
Честно признаться, немного не понял.

Вот скатились мы в парадокс Брайеса - локальное устойчивое равновесие Нэша. Как из него выбраться, даже если знать загруженность всех маршрутов? Ведь по всем маршрутам время следования в равновесии одно и то же. Плавно в соседний оптимум перейти нельзя - только скачком, полностью закрыв одно из рёбер.

Система link-state routing может, например, подавлять нежелательные осцилляции около состояния равновесия, но вряд ли поможет поиску глобального оптимума.

Reply

kurgus June 26 2013, 11:29:44 UTC
Прелесть ситуации в том, что равновесия Нэша не совпадают с состояниями максимумов средней пропускной способности сети - о чем и пишется в статье.
Задача системы управления/протокола - обеспечить этот самый неравновесный максимум и поддерживать его.

В динамической маршрутизации с link state advertizing к метрике маршрута по числу хопов/промежуточных узлов добавляется весовой коэффициент линка, зависящий его текущей свободной пропускной способности в результате перегруженные линки при выборе маршрута при отправке текущего пакета становятся "дорогими" - т.е. тот же механизм, что и с выравниванием трафика с оплатой перегруженных маршрутов в статье: они не закрываются, но за счет платности меняется нагрузка на входе.

Т.е. совершенно необязательно блокировать перегруженное ребро - достаточно анонсировать незагруженные ребра напрямую - как это сейчас делается приличными программами навигации, принимающими информацию о пробках - или как в случае Бангкока.

Reply

korzhimanov June 26 2013, 12:09:26 UTC
Ок, теперь я вроде понял.

Ещё, кстати, я только сейчас осознал, что социально оптимальное распределение трафика не является равновесным - тоже не самое очевидное свойство системы.

Reply

kurgus June 26 2013, 13:34:03 UTC
Угу.
И главный практический вывод из этих классических моделей - это то, что классические же "управленческие методы" - от строительства новых дорог "на здравом смысле" до тупого введения платности внутригородских дорог / городских зон математически некорректны, т.к. без обеспечения информированности водителей/автомобилей невозможен вывод системы в кооперативный режим и неизбежно сваливание в равновесие Нэша.

В США и ЕС это прекрасно понимают и сейчас там идут интенсивные разработки по intelligent transportation systems (ITS), включающей системы информирования vehicle-to-infrastructure и (V2I) и управления vehicle-to-vehicle.

Так что автоуправляемые гугломобили, столь любимые прессой, отллько верхушка айсберга :-)

Reply


Leave a comment

Up