РАЙ И ДЕСЯТЬ АДСКИХ СТРАДАНИЙ В СКАЛАХ ДАЦЗУ

Jul 20, 2011 23:18

Благодетельные персонажи в ущелье Баодиньшаня близ города Дацзу, о которых речь шла в предыдущем посте, попадают в рай. Но мир в понимании буддистов наполнен разными людьми.
Про них существует множество историй, проиллюстрированных скульптором.
На одной из скал изображена группа брахминов, у них неприятные лица, они издают много шума, и пытаются оговорить будду. Их встречает будущий ученик будды Ананда, который слышит клевету, но в сердце чувствует, что это ложь.  



Персонифицированы в скульптурах и природные явления, такие как Князь ветра, Граф грома, Мать молний, Генерал дождя, Бог облаков. Ниже на снимке справа изображен Генерал дождя, восседающий на драконе, который в Китае считался царем обитателей водного царства. Левой рукой командир разбрызгивает дождь. Левее от него - Бог облаков Юньчжунцзюнь.



Ниша "Последние сыновье благочестие Шакьямуни" содержит иллюстрации сразу к нескольким сутрам, суть которых сводится к самопожертвованию ради родителей. В центре композиции - огромная статуя Шакьямуни, который держит в одной руке колотушку, используемую как инструмент при совершении молитв, а в другая рука поднята в жесте проповеди дхармы, которую он посвятил своей усопшей матери.




Еще одна сценка иллюстрирует сутру о том, как будда нес саркофаг своего отца. Он изображен спереди, неся рукоятку от паланкина с саркофагом на плече. Взгляд его спокоен, над его головой подпимаются два луча, символизирующие духовную силу. Ему помогают нести гроб ученики Ананда и Рахула.




Огромная ниша изображает буддийский рай. В центре - будда Амитабха и по бокам бодхисаттвы. Там и танцующие апсары и цветущее дерево бодхи. Внизу изображения "будущей жизни" после перерождений. Считается, что в раю души праведных  возрождаются из цветов лотоса.
Там изображены и 16 способов медитации. Согласно сутре "Царства чистой земли", к которой правит Амитабха, в городе Рагагриха был принц по имени Агатасатру. Однажды он послушал коварного Дэвадатту и заточил своего отца царя Бимбисару в комнате за семью стенами. Верная супруга царя Вайдехи совершила омовение и намазала свое тело медом и маслом, смешанным с кукурузной мукой и соком винограда, чтобы накормить царя незаметно. Узнав о том, Агатасатру приказал заточить и царицу. Измученная горем, она стала молиться будде. Шакьямуни явился к ней на лотосовом цветке и научил ее шестнадцати медитациям, через которые откроется путь к "Царству чистой земли", врата рая где нет страданий и горя.




Сцены из ада изображены в отдельной нише высотой 14 метров. В самом центре восседает бодхисаттва Кшитигарбха (по-китайски Дицзан), отвечающий за подземное царство. Он смотрит с состраданием за всеми попавшими в ад, чтобы помочь спасти их. Кшитигарбха поклялся не уходить в нирвану до тех пор, пока в ад не опустеет.
Бодхисаттва восседает на лотосовом пьедестале, правая рука его поднята перед грудью в жесте принесения обета, а в правой держит жемчужинуисполнения желаний чинтамани. Из нее исходят шесть лучей, освещающих подземное царство мертвых.




Над Кшитигарбхой в круглых нишах сидят будды различных миров. Ниже изображены цари десяти судилищ, которые распределяют наказания для тех или иных грешников.
Все они облачены в квадратные головные уборы и держат скипетры. В нижнем ярусе сцены грешных деяний, когда пьяный отец не узнает своего сына, напившийся муж не признает свою жену, старший бран не узнает младшего, старшая сестра не узнает младшу. Более подробно вред пьянства описан в выгравированных на скале сутрах.

Красочная статуя Лю Бэньцзюня занимает особое место. Он был известен практикой самоистязания, которая была распространена в буддизме в Китае, хотя в Индии предпочтительнее был средний путь и аскетизм отвергался.


Ниже - скульптуры десяти великих Вадьяраджей, которые ужасны на вид, вооружены разными атрибутами, но призваны защитить людей от злых духов. Причем убояться должны скорее не духи, а самы люди, чтобы не поддаваться искушениям.
Скульптуры не были закончены вероятно из-за начала монгольских нашествий в Китае.
Центральная фигура изображает в одном из перерождений самого Шакьямуни, который, согласно надписям, держит под контролем нечистых демонов. У него пять глаз, два - на концах бровей и еще один на лбу. В двух из четырех его рук он держит мечь и колесо устрашения.
В китайском аду предусмотрено множество различных мучений, которые испытывают грешники. Эти мучения очень эмоционально выражены в лицах статуй.




Десять адских мучений в Китае включают в себя кипячение, заточение в ледяной пещере, вырывание языка, укусы ядовитых змей, расчленение железным колесом-пилой, пронзание острым сверлом, погружение в полную темноту. На снимке внизу фрагмент изображений на эту тему.




Обращает на себя внимание скульптура изящной женщины с птицами, которую называют "китайской Моной Лизой". Одета она в повседневную одежду, прическа как у женщины среднего класса времен династии Сун. Она приоткрыла корзину для кур. Две курицы снаружи делят одного червяка, а еще одна тянет шею из-под корзины. Несмотря на благородный вид женщины, ей суждено попасть в ад, о чем повествует надпись на скале. В ней приводятся слова будды о том, что те, кто выращивает кур для употребления в пищу, тоже попадают в ад.




А вокруг всей этой скульптурной энциклопедии китайского буддизма провинции Сычуань природа буквально создана для медитации и наслаждения ее красотой.










буддизм, Китай

Previous post Next post
Up