ВДОЛЬ ДЕМИЛИТАРИЗОВАННОЙ ЗОНЫ

Oct 16, 2009 00:30



«Мины»  - красные треугольные таблички висели на проволоке вдоль дороги, по которой мы ехали в закрытом для гражданских лиц районе близ демилитаризованной зоны, разделяющей надвое Корейский полуостров. На одном из КПП крупными буквами написано предупреждение типа «Стой - стрелять буду» и инструкция о том, что водитель машины должен остановиться и выйти. Напряженность густым облаком царит в воздухе над дулами автоматов и минными полями.


«Ключ к объединению» - гласит надпись на камне, заложенном в 1991 году у смотровой площадки 5-й дивизии южнокорейских войск. Стилизованное изображение ключа - эмблема этой воинской части, расположеной в 160 км к югу от Пхеньяна.

Фото и видеосъемка в расположении 5-й дивизии запрещены, но показать тут могут сравнительно много. На смотровой площадке нас встречает капрал Цой южнокорейской армии и объясняет, что где. Он указывает вдаль на несколько домов у горы.

«Это - северокорейская пропагандистская деревня, которую населяют около 200 человек. Она удалена на расстоянии восьми километров отсюда» , - сказал по-английски капрал, зачитывая отработанный текст.

Название деревни он произнес как «Хваджанни», но четко было не разобрать. На мой вопрос о том, как удалось подсчитать численность населения деревни, капрал Цой пояснил, что камеры слежения помогают это сделать, то есть визуально.

«Пропагандистской» южане называют деревню потому, что считают ее построенной с единственной целью - показать, что люди на севере живут хорошо.

От деревни до смотровой площадки распространяется демилитаризованная зона между Югом и Севером. Полвека национального раскола в пределы зоны не ступала нога человека и южнокорейские ученые считают ее экологически нетронутой землей, подходящей для научного изучения.

Но недоверие между двумя корейскими государствами оставляет научные исследования в буферной зоне на будущее. Капрал Цой то и дело произносит слово «враги». На вопрос о том, кого он называет врагами, говорит, что имеет в виду исключительно солдат северной стороны, а не гражданское население КНДР.

Мы спускаемся со смотровой площадки и вплотную подходим к забору из стальной решетки, сверху которой накручены кольца колючей проволоки в два ряда. Поверх стальной решетки натянута сетка из проволоки с пластиковым покрытием. Как пояснили военные, это - против попыток перекусить решетку. Если проволоку прервать в одном месте, то раздастся сирена, и нарушитель будет найден. Раньше бывали случаи, когда в решетках находили дыры, через которые может пролезть человек.

За решеткой на расстоянии двух или трех метров установлена еще одна решетка с единственным рядом колючей проволоки. За ней начинается буферная зона. Я повязываю на решетку, по просьбе организаторов поездки, ленточку с пожеланием скорого прекращения национальной трагедии корейского народа.

Вдоль забора спускаемся вниз в овраг, потом опять вверх. Параллельно вырыт окоп с огневыми точками в некоторых местах, укрепленными мешками с песком. Подъем заканчивается у беседки, на втором этаже которой висит медный колокол.

«Во имя мира и объединения» - отлито на колоколе.

Мы попытались постучать по медной поверхности колокола, но корейцы предупредили: этого не делать, чтобы северные корейцы не подумали, что что-то происходит.

Если в расположении 5-й дивизии фотографировать нельзя, в зоне первой передовой воинской части все-таки разрешили, хотя и поломались изрядно. Вот что характерно для корейцев, так это сперва наотрез отказать, а потом согласиться!

 


Со смотровой площадки, где установлены бинокли для экскурсий, видна территория Северной Кореи за пределами демилитаризованной зоны. Прямо «по курсу» отчетливо просматривается мачта с северокорейским флагом на шпиле, а с другой стороны - такая же башня с флагом южнокорейским. Слева от мачты КНДР вырос небльшой город - это южнокорейский технопарк близ города Кэсон.

 

Там уже несколько лет действуют предприятия средних и мелких южнокорейских фирм, использующих рабочую силу с Севера. Хотя недавно отношения Юга и Севера испортились и откинуты на много лет назад, я заснял, как по дороге с севера на юг через военно-демаркационную линию следуют грузовики, и сообщение не прекращено.


 


Менее интересен спуск в тоннель, который был прорыт со стороны Северной Кореи под демилитаризованной зоной. Там нельзя фотографировать, хотя особо и нечего. Тоннель довольно узок, и если бы не строительный шлем, пришлось бы несколько раз удариться головой о неровную поверхность сверху. Тоннель упирается в стальные двери, за которыми бетонными блоками поставлены перегородки с тем, чтобы перекрыть путь с севера на юг.

Об истории обнаружения тоннеля нам рассказывает солдат южнокорейской армии, имени которого я не запомнил.


«5 сентября 1974 года северокорейский перебежчик Ким Пу Сон информировал нас о строительстве третьего инфильтрационного тоннеля. Благодаря его информации тоннель был найден», - доложил он хорошо поставленным голосом. По словам солдата, использовался следующий метод: пробурены 107 шуфтов глубиной 80 метров, в которые заливалась вода. Когда была найдена пустота, вода не наполняла шуфт, а уходила в тоннель. Таким способом в 1978 году он был обнаружен.

Я спросил, а не рыли ли тоннели и с южной стороны для проведения спецопераций на Севере. Солдат замешкался, но потом сострил: «Лично я не видел!».

У входа в тоннель есть небольшой магазин, где можно приобрести некоторые северокорейские товары - водку, голубичную наливку, сушеные грибы, рис, выращенный в закрытой зоне к северу от ДМЗ.


 

Больше всего южнокорейских посетителей съезжается в пункт Имджингак близ ДМЗ, где даже разбит парк аттракционов. Правда он не работал, видимо из-за окончания летнего сезона. На втором этаже Имджингака мы отобедали традиционной корейской едой и распили бутылочку северокорейской наливки из голубики за 8000 вон (около 7 долларов).

 


При бывшем президенте Южной Кореи Но Му Хене Южная Корея и КНДР соединила железные дороги друг друга впервые за последние 50 лет. Последняя станция на южнокорейской стороне называется Торасан. Указатель сообщает, что до столицы Северной Кореи отсюда 205 км. Но поезда пока не ходят - стороны разругались из-за ядерных разработок КНДР. Поезд прибывает на станцию из Сеула и через несколько минут отбывает назад. Впереди красные знаки на путях говорят «Стоп!».

 


Внутри здания станции Торасан установлена статуя обезъяны с четко просматривающимися европейскими чертами лица. Корейцы не смогли четко объяснить смысл изваяния, сказав, что скульпор хотел привлечь внимание к бездомным. Действительно, бывают же неожиданности!

 


Около станции установлена стальная плита с фамилиями и названиями организаций пожертвовавших средства на восстановление железной дороги с Северной Кореей.

Поездка в ДМЗ на том завершена, но есть еще пункт переговоров Пханмунджом прямо на военно-демаркационной линии, где я бывал ранее с обеих сторон, когда работал корреспондентом в Пхеньяне и Сеуле. Это - уже отдельная история.

А видео о посещении района близ ДМЗ тут:

image You can watch this video on www.livejournal.com



Про поездку в ДМЗ на Кипре у меня можно прочесть тут 

КНДР, Южная Корея, ДМЗ

Previous post Next post
Up