Посмею опровергнуть утверждение корейцев о том, что рисовая брага "маколли" - сугубо их оригинальный напиток. Путешествуя в минувшие дни по Китаю, я обнаружил (к своему также удивлению), что точно такую же брагу пьют в китайской провинции Юньнань. Дотуда я не добрался, но будучи в Пекине, воспользовался возможностью отобедать в юньнаньском ресторане, который называется как "Сел и забыл". Вот там и подали к национальным блюдам традиционный напиток юньнаньцев, название которого по-корейски звучало бы как 죽통주 (вино в бамбуковой банке). Брага из риса была подана в высоком ведерке из ствола бамбука, и ею наполнили бамбуковые стаканчики. Вкус совершенно такой же, как у корейской браги маколли.
Рис в Китае начали возделывать раньше, чем в Корее, поэтому не исключено, что именно в южных китайских провинциях стали делать брагу из риса до того, как научились производить рисовое вино. В браге из риса содержится больше кисломолочных бактерий, чем в йогурте, она богата витаминами, в том числе витамином B. В странах Юго-Восточной Азии также делали брагу, но, к примеру, на Филлиппинах, использовали не рис, а пальмовый сок.
Не знаю, то ли корейцы сами параллельно дошли до способа приготовления рисовой браги, то ли позаимствовали у южных китайцев. Во всяком случае они не единственные в этом отношении изготовители маколли - напитка, который Южная Корея уже поставляет в США и Японию.
Как и у корейцев, к столу подали порезанное ломтиками желе "мук" из бобового крахмала с острым соусом. Вкус совершенно некорейский, но идея такая же, если не считать, что корейцы делают "мук" из гречки.
Также шел салат из говядины с огурцами и уксусом, но с обильным присутствием свежея мяты. Кстати, мята проходила "красной нитью" по всему юньнаньскому обеду, придавая ему яркие отличительные особенности.
Салат из сыроватой картошки как у корейцев вполне вписывался и в юньнаньский стол.
Холодная лапша в бульоне с говядиной была обильно приправлена петрушкой и мятой с острым красным перцем.
Салат из рыбы просто утопал в мяте и петрушке с прочими пряностями, но его вкус к памяти как-то не отпечатался.
Зато паровые блинчики с каким-то сухариком внутри и острым соусом впечатляли в большей степени.
Блюдо, напоминавшее корейское "чапчхе", имело только внешнее сходство, поскольку было сдобрено помидорами.
Клейкий рис был подан в ананасе и был сладким. В Китае принято разбавлять сладким блюда во время обеда.
Суп из кабачков не впечатлял никаким образом, но к нему подали острый жидкий соус, попадая в который не до конца проваренные кабачки приобретали вполне сносный вкус. Бульоном можно было запить остроту блюд. Но не кореистам же к ней привыкать!
Индийское влияние ощущалось в мясе в соусе карри.
Я сейчас усиленно пытаюсь вспомнить вкус следующего блюда, забыв, что в нем присутствует в свекольном цвете. Возможно маринованная редька, но не уверен. В общем теплый салат с мясным фаршем, вполне сочетавшийся со сладким рисом. Если не забывать запивать его рисовой брагой из бамбукового ведерка. Кстати, не следует путать ее с другим напитком - бамбуковой водкой, которая также продается в Китае в аналогичных ведерках, но обладает крепостью свыше 40 градусов.
Картофельные шарики, обжаренные в растительном масле, ничего особенного собой не представляли и казались лишними на этом столе.
Густой суп из обжаренной в крахмале курицы был отменным и своевременным.
Салат из моркови и спаржи с ломтиками рисовых клецок, аналогичных корейскому варианту под названием "тток".
Вот вроде и все, что служило закуской к браге. Или это брага служила дополнением к обеду. Но к тому же на стол подали специфический юньнанский чай из соцветий какого-то растения, к чаю отношения не имеющего. Слегка горьковатый вкус лишь в небольших количествах вписывался в общую гамму трапезы в ресторане "Сел и забыл".