Каждый человек борется с бессонницей по-своему. Мой знакомый Коля, к примеру, пробовал считать слонов. Коля мысленно выстраивал слонов в шеренгу и принимался присваивать им порядковые номера. Слоны дисциплинировано стояли - все, вплоть до седьмого. Пока Коля до него досчитывал, седьмому слону становилось скучно, и Коля натыкался на дырку в строю. Потом слон обнаруживался: он щипал травку, таскал хоботом деревья, поливал водой маленьких африканских мальчиков, в общем, занимался всякой ерундой, полностью наплевав на порученную ему задачу и Колину необходимость выспаться к следующему рабочему дню. Коля тащил слона обратно за хвост, но к моменту триумфального возвращения с добычей, остальные слоны, оставленные без присмотра, успевали разбрестись по окрестностям и заняться своими делами. Притащенный в пустую шеренгу седьмой слон укоризненно смотрел на Колю большими грустными глазами, на его ресницах колыхалась обиженная слеза. Коля чертыхался, пытался снова состроить слонов, потом пробовал посчитать их так, в естественной среде, но то не находил 15-ого, то дважды попадался 3-й. Коля злился и не засыпал. На третью ночь таких попыток Коля бросил считать слонов. Теперь он не любит все, с ними связанное, в зоопарк не ходит и даже выбросил майку в этим священным животным, привезенную ему женой из Тайланда. Жена не поняла объяснений про вредность и злонравность слонов, обиделась и теперь Коля пытается заниматься счетом на диване на кухне.
Другой мой знакомый, назовем его, к примеру, Вася, считал, что слоны слишком тяжеловесны, и считать надо что поменьше, поприятнее и попушистее. Вася пытался считать овец. В Васиной системе они не стояли в ряд, а одна за другой прыгали через небольшой заборчик, установленный под ярким солнышком на зеленом лужку. И все бы работало, если бы тот, кто занимался отбором овец, не халтурил. Васе попадались сплошь неспортивные овцы. Одна из трех то не могла «взять барьер», спотыкалась и падала, то перелетала заборчик, но не могла нормально приземлиться и скатывалась в невесть откуда взявшуюся в идиллии лужу, то просто отказывалась прыгать, гордо разворачивалась и уходила, смущая ожидающих своей очереди товарок. Вася смеялся и тоже не засыпал.
Марина сказала, что животные - антинаучная чушь и нужны медитации. Марина склонна к рациональному мышлению. Она купила коврик правильного гармонично-зеленого цвета и книжку с подробными инструкциями. Перед сном она расстелила покупку, села в позу, которая, по ее мнению, была похожа на лотос, и принялась следовать инструкциям. К 3 часам ночи она дочитала вводную часть, рассказывающую о сонных чакрах и путях сознания. Уже не в лотосе, а на кресле. А к утру знала имена всех великих йогов Тибета. Не выспалась, в общем. Но Марина была упорной, и на следующую ночь она снова уселась в искомую позу и принялась очищать сознание по прочитанной за день книжке. Сознание не очищалось, в голову лезли мысли о том, что компания еще не подписала договор, что дома пора делать ремонт, а Макс - козел. Через час заболела спина, и затекли ноги. Еще через час, совсем перестав их чувствовать, Марина плюнула и отправилась на кухню - за бутербродами. Все знают, что именно они, правильно употребленные ночью, лучше всего снимают стресс.
Еще мне советовали дыхательные упражнения. Но они требуют концентрации и секундомера - чтобы выдох длился ровно 5 секунд, а вдох - не длиннее 3,5. Короче, тоже фиг уснешь.
Лучшим показался рецепт по 40 капель валерьянки, боярышника и пустырника на стакан коньяка. Говорят, спишь как младенец. А какие рецепты у вас?