Добрый вечер!
Andrew Wyeth, Wind from the sea, 1957
Сколько замечательных пианистов сыграли этот экспромт-фантазию! Много исполнений переслушала и возвращаюсь к Клиберну. Это просто супер.
Фредерик Шопен - Экспромт-фантазия до-диез минор (1835) Op. 66
Играет Ван Клиберн
Интересно что было в жизни Шопена в 1835 году, когда родился этот экспромт...
В Париже Шопен познакомился с молодыми братьями Воджинскими , принадлежавшими к знатной семье польских магнатов.
У них была сестра Мария, к которой композитор почувствовал сильное влечение.
Мария Воджинская была моложе Шопена на девять лет. В детском возрасте она увлеклась рисованием и музыкой, хорошо знала литературу, владела иностранными языками, писала стихи, недурно пела.
Юная полька не была красавицей, но отличалась своеобразным очарованием. Шопен был покорён обаянием «маленькой Марыни».
Всё семейство знало о славе, окружавшей Шопена, и поощряло флирт девушки, не связывая себя никакими обязательствами. Влюбленный композитор пылких чувств не скрывал ни от кого, в них он признался даже близким.
Какое-то время Мария отвечала взаимностью, и Фредерик был счастлив. В эти месяцы он писал замечательные поэмы, ноктюрны и мазурки, любовь и тоска подсказывали ему темы, вдохновляли.
В Дрездене в сентябре 1835 года Шопен сделал формальное предложение Марии, благосклонно принятое её матерью, которая даже называла Фредерика сыном, но попросила держать в тайне помолвку с дочерью.
Восторженный Шопен, сияя от счастья, вернулся в Париж, а несколько месяцев спустя узнал, что его невеста предпочла ему сиятельного графа, за которого и вышла замуж.
С трудом перенесённая простуда тяжело отразилась на Шопене: он плохо выглядел, постоянно кашлял, одно время появились слухи о его преждевременной смерти.
Всё это случилось с ним до счастливого момента помолвки. Возможно, Воджинские решили, что неблагоразумно Марии связывать свою судьбу с человеком, которому грозит чахотка. Подробности разрыва неизвестны.
После смерти композитора в его личных бумагах был найден пакет с письмами Воджинской и засохшей розой, подаренной Марией. На пакете рукой композитора было написано: «Моё горе».
Этот удар оказался для Шопена роковым - измена не только разбила сердце композитора, но и подготовила встречу с Жорж Санд. Эта встреча стала гибельной для гения.
с