Гюстав Кайботт

Aug 19, 2016 15:13

19 августа 1848 года родился Гюстав Кайботт

(Автопортрет 1889 ) Гюстав Кайботт - человек, отдававшийся своим увлечением с головой.
Каждое свое увлечение Кайботт доводил до уровня высочайшего мастерства и легко принимавшийся за новое.
Вице-президент Парижского яхт-клуба, филателист, вошедший в список ста самых великих, кораблестроитель, разместивший на территории своего поместья небольшую верфь, увлеченный садовод, юрист и инженер, городской советник Пти-Женвилье и художник-импрессионист, которого считали одним из самых ярких живописцев среди «независимых», а потом забыли на 80 лет.

Отец Гюстава Кайботта разбогател на поставках текстиля во французскую армию. Французы воевали - Кайботты богатели.
У Гюстава не было проблем с обучением: он занимается блестяще в самом престижном колледже, а позже в Сорбонне.

Вскоре после учебы Гюстава призвали в армию, он принял участие во франко-прусской войне, с которой он вернулся с новой мечтой - учиться живописи.

Он был невероятно богат и мог бы вообще ничем не заниматься.

Попав на первую выставку импрессионистов в ателье Надара в качестве зрителя, Кайботт понял, чему посвятит ближайшие несколько лет жизни.



Париж. Дождливый день 1877


Уже начиная со второй выставки, Кайботт становится не только равноправным участником экспозиции, а еще и щедрым меценатом-организатором. Он оплачивает аренду зала, заказывает рамы и потихоньку скупает у бедствующих художников их картины, позволяя Моне и Ренуару не умереть с голода и создавая собственную коллекцию еще никем не признанной импрессионистской живописи.

Не следуя ничьим правилам Кайботт оставляет за собой право на бесконечный любительский эксперимент, право быть непредсказуемым и свободным. «Я стараюсь писать честно и быть достойным того, чтобы мои картины повесили в гостиной, где будут висеть Сезанн и Ренуар!» - искренне оценивал себя Кайботт.



Подсолнухи на берегу Сены 1886
Пользуясь привилегией писать как угодно, Кайботт с таким же удовлетворением и честностью воспользуется привилегией перестать писать вообще. После ранней смерти младшего брата у Гюстава возникает отчетливое предчувствие, что он тоже умрет рано. Он составляет завещание, оставляя всю коллекцию картин французскому государству, покупает дом в городке Пти-Женвилье и уезжает туда с возлюбленной, актрисой Шарлот Бертье.

Кайботт перестает писать, его с головой захватывают другие сильные страсти. Рядом с домом он строит верфь и, будучи талантливым инженером, создает лодки по собственным проектам. Особая форма и ультрасовременная гладкость этих лодок приносит Кайботту известность среди французских яхтсменов.

Увлеченно коллекционируя марки, Гюстав начинает писать книгу о филателии (его личная коллекция сейчас хранится в Британском музее). В должности городского советника Кайботт, не желая возиться с бюрократической документацией, просто оплачивает все из своего кармана: ремонт мостовых, уличные фонари и прочие мелочи.

Каждое утро в Петит Женвильер в саду он поливает, высаживат свои любимые цветы: здесь расли бесчисленные орхидеи, хризантемы, ирисы, розы, георгины. Это его новое увлечение.
Иногда, очень редко, ему снова хочется писать - он берет краски, холст и снова без правил, с абсолютной технической точностью и новым декоративным совершенством пишет свой сад .



Хризантемы. Сад Петит Женвильер 1893

Тревожные предчувствия художника оправдались, он неожиданно умер в своем саду от кровоизлияния в мозг, когда ему было всего 46 лет. Слишком рано, чтобы его маленькая мечта сбылась и созданная им коллекция импрессионистской живописи была признана государством. Из 68 собранных им картин только 38 и только спустя несколько лет приняли в Люксембургский дворец.

В 1960-х годах наследники решили продать несколько картин деда-художника.
И прежде всего огромную картину «Париж. Дождливый день».
Картина попала в Чикагский институт искусств - и Кайботту вернули статус художника, к нему начали идти зрители, а главный куратор живописи и архитектуры МоМА Кирк Варнедо написал о нем книгу.
Практически забытый художник-Кайботт в 1960-е неожиданно раздвинул горизонты описанной и исследованной истории импрессионизма, из прихожей импрессионизма его картины торжественно внесли в гостиную и повесили рядом с Ренуаром и Сезанном.
с

Previous post Next post
Up