Доброе утро!
День начался с того, что позвонил тренер по плаванью и сказал, что сегодня тренировку отменяет - сам разленился и устраивает себе выходной. Значит, не надо с утра торопиться.)
Включаю Гайдна. Прочитала, что в программу абонемента Московской консерватории включена «Нельсон-месса» Гайдна(вдруг в это время мне посчастливится быть в Москве).Вот ее с утра и послушала.
Для вас перетащила 4 части) (дирижёр Николаус Арнонкур)
Kurie, Gloria, Qui tollis, Benedictus
Капитан Горацио Нельсон. Работа художника Джона Фрэнсиса (Жана-Франсуа) Риго.
История её названия чрезвычайно интересна:
В каталоге, составленном композитором, сочинение обозначено, как «месса под гнётом», «месса из смутных времён». Эти слова раскрывают опасения Гайдна, связанные с угрозой захвата Европы Наполеоном. Название «Нельсон» появляется позднее, в честь победы знаменитого адмирала под Абукиром. Героическое сражение случилось в ночь с 1 на 2 августа 1798 года в устье реки Нил. Французская эскадра стояла на якоре после высадки 40-тысячной армии Наполеона в Александрии. Обладая меньшей огневой мощью, и невзирая на неблагоприятные условия, Нельсон яростно атаковал неприятеля. В сражении адмирал получил тяжёлое ранение, но продолжал командование. Противник был полностью разбит. В результате этой победы сухопутные войска Наполеона в Египте были отрезаны от Европы. Это вызвало огромный общественный резонанс, не обошедший стороной и Гайдна. Месса, посвящённая Нельсону, прозвучала ещё при жизни великого флотоводца, в 1801 году.
Все военно-политические события того времени, весь ужас Европы перед Наполеоном, вся надежда победы над Францией воплощены композитором в музыке. Нельсон-месса превратилась в пламенную молитву гражданина мира, в просьбу художника остановить хаос войны.
Битва при Абукире. Художник Томас Луны ( Thomas Luny)
Внешне композитор соблюдает традиционную последовательность частей католической мессы (Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Benedictus, Agnus Den), но деление на замкнутые номера (всего 12) не имеет аналога в истории музыки. Многие музыковеды даже рассматривали структуру мессы как желание Гайдна передать в музыке последовательность перипетий знаменитого сражения и - шире - ход военно-политических событий того времени. Действительно, Kyrie, например, никак не подходит на смиренную молитву, но, скорее, передает тяжесть французского ига; Benedictus, обычно наиболее светлая и умиротворенная часть мессы, здесь в особенной степени пронизан триумфальной фанфарностью и т.д.
После смерти Гайдна на протяжении всего XIX века и значительной части века ХХ "Нельсон-месса" не исполнялась и, казалось, была навсегда предана забвению. Только ХХ век, век неоклассицизма возродил интерес к шедеврам старых мастеров. Ныне "Нельсон" - одно из самых любимых слушателями, популярных и репертуарных кантатно-ораториальных сочинений великого Гайдна.
с