О патриотизме

May 03, 2015 15:37


  «Теперь давайте исследуем вопрос патриотизма. Когда нас одолевают патриотические чувства? Бесспорно, это случается не каждый день. Но нас усердно призывают быть патриотами с помощью школьных учебников, газет и других средств пропаганды. Нас заставляют поверить в превосходство нашей расы, воспевая национальных героев и убеждая нас в том, что именно наша страна и наш способ жизни лучше, чем другие. Этот дух патриотизма питает наше тщеславие с самого детства до глубокой старости.

Бесконечно повторяются утверждения о том, что мы принадлежим к такой-то политической или религиозной группировке, что мы той или иной национальности. Это льстит нашему маленькому эго, раздувая его, подобно парусам, - и вот мы уже готовы убивать или быть убитыми за нашу страну, расу или идеологию. Все это так глупо и бессмысленно. Несомненно, человеческие жизни намного важнее национальных и идеологических размежеваний.

Разъединяющий дух национализма распространяется по всему миру, как пожар. Патриотизм культивируется и коварно эксплуатируется теми, кто стремится к дальнейшим завоеваниям, большей власти и обогащению. И все мы принимаем посильное участие в этом процессе, поскольку каждый из нас желает того же. Завоевание других земель и порабощение других людей обеспечит новые рынки сбыта, как для промышленной продукции, так и для политических и религиозных идеологий. Все проявления насилия и противостояния необходимо воспринимать непредвзятым умом, который не отождествляет себя ни с какой страной, расой или идеологией, а просто пытается найти истину. Это большая радость - видеть мир таким, каков он есть, не поддаваясь влиянию чужих понятий и предписаний, кому бы они ни принадлежали - правительствам, специалистам или ученым. Как только мы осознаем, что патриотизм является помехой на пути человека к счастью, нам не нужно будет бороться с этим фальшивым чувством, оно само покинет нас навсегда.

Национализм, дух патриотизма, классовая и расовая сознательность - все это проявления «я», и поэтому они разъединяют. В конце концов, что такое нация, если не группа живущих вместе людей, объединившихся по экономическим причинам или из соображений собственной безопасности? Из страха и стремления обезопасить себя возникает идея «родины» со всеми ее границами и таможнями, превращая идею всеобщего братства и единства человечества в несбыточную мечту.

Желание достичь и обладать, стремление считать себя выше других порождает дух национализма, а национализм приносит войну. В каждой стране правительство при содействии официальной религии поддерживает национализм и дух сепаратизма. Национализм - это болезнь, он никогда не принесет миру единства. С помощью болезни не добьешься здоровья, для начала нужно выздороветь.
    Из-за того что мы являемся националистами, готовыми защищать свою независимую родину, свои верования и завоевания, мы должны быть всегда вооружены и готовы к войне. Владения и идеалы стали для нас намного важней человеческой жизни, поэтому насилие и вражда между людьми существуют постоянно. Независимость нашей страны мы поддерживаем смертью своих сыновей. Поклоняясь родине, которая является не более чем проекцией нашего ума, мы жертвуем своими детьми ради собственного самоудовлетворения. Национализм и независимые правительства - вот причины и инструменты войны».

«Большинство из нас подвержены очень многим страхам и весьма озабочены личной безопасностью. В надежде, что произойдет чудо и войны прекратятся, мы, тем временем, обвиняем другие нации в подстрекательстве к войне, а те, в свою очередь, спешат вменить в вину нам все несчастья. Хоть война, вне всяких сомнений, губительна для общества, мы продолжаем готовиться к ней и воспитываем дух милитаризма у молодежи».

«Контроль системы образования правительством - настоящее бедствие. Не стоит надеяться на то, что образование принесет мир и порядок человеческому обществу, пока оно подчинено правительству или организованной религии. Но мы видим, что правительства многих государств стремятся окружить детей заботой и хлопочут об их будущем. А если этим не занимаются правительства, тогда религиозные организации находят способ взять систему образования под свой контроль.    Такое ограничивание детского ума и подгонка его под стандарты определенной идеологии, политической или религиозной, становится причиной вражды между людьми. В конкурентном обществе братские взаимоотношения невозможны, и никакие реформы, никакая диктатура и образовательные системы не смогут их создать».

«Война - красочная и кровавая проекция нашей каждодневной жизни. Мы приближаем начало войны каждым днем своего существования, и без внутренних изменений мы будем обречены жить в обществе, где царят национальное и расовое противостояние, инфантильные идеологические споры, гонка вооружений, воинская доблесть и другие виды насилия, которые приводят к массовым убийствам».

«Если бы мы по-настоящему любили своих детей, мы бы защищали и ограждали их от всяких бедствий, а не отправляли бы их на войну в качестве пушечного мяса».

«Суверенному государству невыгодно, чтобы его граждане были свободными и независимо мыслящими личностями, поэтому оно контролирует людей с помощью пропаганды, искаженного толкования исторических фактов и других хитростей. Вот почему образование все больше учит нас о чем нужно думать, а не как это делать. Если мы способны мыслить независимо от правящей политической системы, - мы опасны. И только свободные организации могли бы давать миру пацифистов и оппозиционно мыслящих людей.

Правильное образование представляет собой явную угрозу для суверенных правительств, именно поэтому его преследуют всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Образование и пища в руках небольшой группы людей стали средствами для контроля над обществом, и правительствам любого толка не о чем беспокоиться, пока все мы остаемся эффективными и послушными машинами для производства товаров и боеприпасов».

«Мира нельзя добиться ни беспорядочными реформами, ни тем более перекройкой старых идеалов и предрассудков. Мир будет возможен лишь тогда, когда мы сможем понять то, что лежит в глубине каждого из нас, а не на поверхности. Только так можно остановить волну разрушений, вызванную нашей агрессивностью и страхом, и только тогда мы вправе надеяться на лучшее будущее для наших детей и спасение всего человечества».

Джидду Кришнамурти. Образование и смысл жизни

Кришнамурти, патриотизм, цитата

Previous post Next post
Up