Трудно ли быть фотографом

Jan 28, 2014 00:34


   
   

Пожалуй, каждому фотографу задавали вопрос о зарплате и образе жизни. Раньше я сам считал, что фотография - это непрерывный творческий процесс, где ты лопатой загребаешь деньги, фотографируешь всякие крутые события и постоянно путешествуешь. Видимо, по этим причинам я и рвался в профессиональную фотографию, ведь это как верхний этаж высотного здания, откуда открываются новые виды и перспективы. Но ... прошло несколько лет, я действительно стал профессиональным фотографом, и ... я поменял свое отношение к этому ремеслу.



Что такое фотография?


Фотография на самом деле очень доступна: накопил немного деньжат, купил мыльницу или зеркалку, снял десяток-другой фотографий, и вот ты уже настоящий фотограф. Чтобы нажимать на кнопку не нужно никаких знаний, опыта, сил. Техника всё делает сама и человек уже может не отвлекаться на такие мелочи, как правильный экспозамер, нужный режим съёмки, и т.п. Главное - это картинка. То, что через 30 секунд постится в уютный ЖЖ или, например, на стенку социальной сети.
        Все предельно просто - если у Вас есть фотоаппарат, значит Вы фотограф! Некоторые утрируют определение, называя таких людей "обладателями цифрозеркалки", "повелителями кнопки", и т.п., но суть от этого не меняется. Да, есть много критериев, разделяющих фотографов на любителей и профессионалов, но самое простое определение - это человек, делающий снимки фотоаппаратом. Под камерой сегодня подразумеваются и мобильные телефоны, и планшеты, и обычные фотоаппараты.

Кто такой профессиональный фотограф?


   
   

Как только перед словом "фотограф" появляется уточнение "профессиональный", к ценнику автора сразу добавляется несколько нулей. Это слово способно творить чудеса, превращая любителей в экстра-мастеров своего дела. И пускай никто не может дать точного определения этому термину, но почему-то принято считать, что быть "фотолюбителем" значительно хуже. Сам я вкладываю следующий смысл: ответственный специалист своего дела, качественно выполняющий работу.
        Часто в определение вкладывается экономический подтекст: если ты получаешься за свою работу деньги, значит, ты профессиональный фотограф. Мол, деньги = профессия. В этом определении есть разумная мысль, но нет никакой связи с качеством работы, ведь можно брать сколько угодно большие деньги, снимать при этом абсолютную хрень и писать в статусе социальных сетей "ай эм э профэшинал". Даже не могу сказать, во сколько раз одних только свадебных фотографов стало больше. Профессиональных. За последние год-два.
        Лично я под "профессиональным" работником понимаю квалифицированного специалиста. Есть опыт и умение, есть ответственность за свою работу. Не важно, кто ты, электрик, музыкант, преподаватель или лесник...
        И ещё. У профессионалов нет в словарном запасе фразы "потому, что мне так нравится"... Пусть в фотографии очень трудно привести оценку работы к объективным критериям, однако существую общие принципы, исключающие "вкусовщину".


   

Любительская фотография может быть точно такой же качественной или даже лучшей. Я с ходу могу назвать десяток друзей-фотолюбителей, снимающих во много раз сильнее профессионалов. Отличие в самой форме работы. Профессионал не имеет права на ошибку, а любитель может выбирать съёмки под настроение. Первый делает качественный продукт и получает за свою работу деньги, а у второго больше свобод для творчества. К сожалению, быть одновременно и профессионалом и любителем получается оооочень редко и не у всех.


   
   

С образом жизни любительской фотографии многие знакомы не по наслышке. Проснулся, поехал на работу, захотел что-то поснимать, отпросился у начальника, поехал что-то поснимал, вернулся домой, покушал, пообщался с друзьями, запостил фото в ЖЖ, поехал в гости, поснимал в гостях, выпил вина, вернулся домой, посмотрел фильм, запостил фото в ЖЖ, довольный собой лег спать. Истина где-то рядом. В зависимости от уровня доходов и свободы работы могут добавляться поездки в Италию, поиск клиентов для съёмок, подработка на местные издания и т.п. А может ничего и не добавляться: работа-работа-работа, 2 часа пейзажных съёмок на выходных, пост в ЖЖ, и снова будние дни, работа-работа-работа... Любители, они уникальные и оригинальные. Только иногда забывают, что точно таких неповторимых даже не тысячи, а миллионы.

А каким может быть день профессионального фотографа? Варианты разные. В одном случае фотограф может быть целый день на съёмках с гигантским рюкзаком техники. Вернуться домой грязным, мокрым, потным... даже через несколько дней. В другом случае, он может проснуться в обед, поехать поснимать пару часов, отдать фотографии дизайнеру на ретушь и весь вечер пить пиво за компьютером. В третьем - неделю сидеть за ретушью фотографий, искать клиентов на съёмку, бегать с оплатой налогов и рекламы, придумывать сюжеты или темы для съёмок ... и один день что-то снимать.
        Уровень и образ жизни профессионалов разный. Но в любом из случаев, фотография - это его доход, средство не только для самовыражения, но и для существования. Нужно покупать еду, одежду, технику. Коммерческая фотография требует начальный капитал на аппаратуру, а в журналистике сегодня не все издания могут позволить покупку камеры своему репортёру. Мало кто обращает внимание, но вся техника профи продублирована на случай поломки, а это двойные расходы.


   
   

А теперь самое интересное, бесплатные бонусы к фотоделу

- Не важно, кто Вы, любитель или профессионал. Но если подходите к фотографии ответственно - это большая физическая нагрузка. Потому что в рюкзаке 2 больших фотоаппарата, несколько объективов (даже дороже и тяжелее, чем сами камеры), ноутбук (если репортер), запас аксессуаров, видео-свет (если свадебщик), еда, одежда на случай разной погоды (потому что не знаешь когда вернёшься домой).

- Уличная съёмка дарит бесплатный шанс получить по голове. Потому что не всем нравится фотографироваться, даже если Вы мега-известный фотограф. Сюда можно отнести и гоп-стоп. Современные воры легко разбираются в рюкзаках и вскрывают их за несколько секунд. Иногда с применением физической силы.

- Каждый мент сотрудник милиции, каждый охранник магазина, каждый вахтер в доме напротив считает своим долгом узнать "а что это ты фотографируешь". Удивительно, сколько вокруг сознательных граждан желает защитить свои улицы от фотографов. Если каждый второй видит в человеке с камерой иностранного шпиона, то каждый третий вдруг оказывается преподавателем по фотографии и считает своим долгом научить Вас снимать. Забавно, что в городах фотографов считают иностранными экстремистами, а на периферии - КГБ-шниками.

- Специалисты по фотографии сегодня в каждом доме. Очень смешно, когда за критику берутся "знатоки" дела. Например, недавно суд Ошмянского района принял решение признать материалы, содержащиеся в фотоальбоме Belarus Press Photo 2011, экстремистскими. Экспертная комиссия - это специалисты в области фотографии. Начальник управления идеологической работы облисполкома, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии юридического факультета, завкафедрой иностранных языков, старший преподаватель кафедры дизайна факультета искусств и дизайна. Когда сантехник оперирует человека - это странно, а когда юрист дает оценку фотографии - это нормально. Беларусь, хуле... В общем, будьте готовы, что угодить за решетку можно даже за фотографию плюшевых мишек...

- Зритель пресытился фотографией. Всё вокруг забито либо фотографиями котиков, сисек, женских ногтей, либо снимками взрывов, митингов, террористов. В СМИ показывают войну, в instagramm новый кекс. Удивить зрителя новым ми-ми-ми уже невозможно - мозг просто не воспринимает такой поток информации. Даже не знаю, кому сегодня нужна или интересна фотография...

- Рассказать о рынке фотографии в Беларуси? Его просто нет. Сделать фотографию - ещё половина дела. Что делать с полученным снимком - тот ещё вопрос. Журналы берут материалы на стоковых сайтах, СМИ подписаны на агентских фотографов. Я не представляю, как можно заработать на фотографии в странах СНГ, если не заниматься коммерческой съёмкой. Не секрет, что пробиться на уровень достойной оплаты за коммерческую фотографию очень трудно. Низкая оплата и большая конкуренция - вот с чем сталкиваешься с первыми шагами на этом пути.

- Для того, чтобы выйти на достойный уровень доходов, приходится вкалывать как лошадь. Фотограф - это как маленький завод. Сам себе директор, бухгалтер, менеджер, PR-агент, исполнитель, дизайнер, и т.д. По разным оценкам фотосъёмка в чистом времени занимает от 10 до 20 процентов времени всей работы фотографа. 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. Романтично? А многие до сих пор думают, что "фотограф лишь нажимает на кнопочку".

- Всем не угодить. Либо ты снимаешь что-то своё, что-то авторское уникальное, для пары сотен зрителей (в лучшем случае пары тысяч). Либо фотографируешь то, что нравится всем - котиков и сиськи. Кроме того всегда найдутся недовольные. Как только уровень фотографа растёт и возникают авторская философия, зрителей у него становится меньше.

- Кстати, Вы когда-нибудь думали, сколько рутины в фотографии? Порой даже на заводе у станка больше творчества, чем в съёмке ежегодных пресс-конференций, сезонных праздников и конвейерный свадеб. Без этого в профессиональной фотографии нельзя, потому что это общепринятый стандарт. Рутина делает из фотографа ленивое мясо, замыливает глаз и не даёт отдохнуть.

Сурово, как серпом по одному месту. Но такова реальность мира фотографии. И с каждым годом становится всё хуже и труднее. Идёт борьба не только техники, но и задумки, ведь даже новости уже делаются на основе мобилографии очевидцев. Чем вы можете удивить своего клиента, если он тоже умеет нажимать на кнопку и постить снимки в ЖЖ? Сколько сейчас фамилий современных авторов Вы можете назвать? Вы всё ещё хотите стать профессиональным фотографом?


   


   
   


   
   


   
   


   
   


   
   


   
   


   
   

Выводы:
    Не каждый профессионал делает профессиональную фотографию.
    Фотография - это тоже труд.
    У фотографии много "штампов".
Возможность путешествий? Это можно делать и без камеры. Большой заработок? Это всего лишь умение себя продавать. Мировая известность? Да, только как Ваша фамилия, ... я забыл. Влияние на мир? Людям это не интересно. Уникальные съёмки? Это можно делать и на мобильник...

Говорят, что фотография способна остановить войну. Я считаю, что лет 10-15 фраза была актуальна, а сегодня она не работает. Так для чего Вы занимаетесь фотографией? Лично я занимаюсь фотографией потому, что мне это нравится. Не более того.

WWW.KORSART.COM
Жмите "подружиться" если интересно читать мой журнал ;) Рад новым друзьям!      

личное, важно, о фотографах, мысли, техника

Previous post Next post
Up