С утра зарядил дождь. Город сразу намекнул, что солнце тут редкий гость и сегодня его больше не будет. Из гостиницы надо было выселяться и потом где-то прятаться. Я предложила прятаться в музеях, тем более эту тему вчера обсуждали. И в Морской даже пытались попасть, но закрываются они рано. Вообще на такую маленькую страну и маленький город, тут удивительно много музеев, к тому же очень хороших!
***
Позавтракали, оставили вещи в отеле до вечера и двинули к Толстой Маргарите, где и находится
Морской музей(Pikk 70), вернее его старая часть. Открытый несколько лет назад Леннусадам тоже часть этого музея, можно брать комбо-билеты (они дешевле), но в
Ленусадам я уже была.
В башне на первом этаже висит корабельный колокол, который напоминает нам, что ещё не так давно Таллинн был Ревелем.
Тоже отличный экспонат, снятый с памятника "Русалка": барельеф, который был сильно повреждён во время второй мировой, в 1946 заменили на новый.
На первом этаже рассказывается история башни Толстая Маргарита. Есть мультфильм про изменения, старые рисунки и гравюры, а основной текст на трёх языках написан вот на таких синих тубусах, которые в торцах светятся рисунками, изображающими башню того времени, про которое рассказывают.
Выше уже история порта в Таллинне и эстонского флота. Вот названия кораблей того времени, когда даже больше судна были деревянными
Карта береговой линии и моря, на которой ничерта не понятно, хоть и написано, что она "Аккуратная"
Средневековая гавань Ревель. На гравюре хорошо различимы верхний и нижний город и сама Толстая Маргарита
Музей очень хороший, но чем выше поднимаешься, тем менее понятным он становится. Сначала пропадают подписи экспонатов на русском языке, потом и английский теряется. Остаётся только эстонский, предположим, там секретные материалы только для своих. Вон тех островков на фото 1920го года уже вроде и нет.
На крыше башни открыли кафе не так давно. Ассортимент там скудный, а цена завышена, может потому, что и заведение высоко, но виды оттуда крытые. А в недождливую погоду там вообще кайф. Приходилось стоять под зонтом и всё равно мокнуть ногами. Зато вот нечёткий порт с лайнером, старая электростанция, за деревьями прячется ЛиннХол, а вот воздушный шар, что поднимает выпить алкоголя на высоте, не прячется.
Шпиль церкви Олевисте, куда из-за дождя мы не пошли, и Три Сестры под ним
Трамвайные рельсы, уходящие в Копли, цветные домики на Suur-Patarei и где-то дальше тоже прячется жд-вокзал. Как и ЛиннХол, он скорее советское наследие, которое сейчас очень мало используется.
Само кафе выглядит так: киоск с кассиром, она же бариста, она же бармен, официант и повар. В коричневом бункере тоже столики, можно спрятаться от дождя, но никого там нет и места мало. В центре милая стилизация под маяк. А красный конус - это крыша уже другой, соседней башни из Таллиннской крепостной стены.
Ну и последний, врезавшийся мне в память экспонат - картина с паромом "Эстония", который затонул в 1994м году. Памятник погибшей "Эстонии" находится прямо возле Толстой Маргариты, как выйти из городских ворот и обойти холм.
***
Потом мы пошли в Музей прикладного искусства Эстонии, изначально его не было ни то что в планах, я даже не знала, что такой в Таллинне есть. Хотя на маленький город там удивительно много музеев. Но увидела на афише в городе плакат экспозиции северных fashion-иллюстраторов и сразу захотела.
Музей находится на улице Lai 17, рядом с каким-то другим. Проходим в арку и там дворик в стиле гродненского университета для своих милых и ламповых музейных мероприятий.
Вход
В музее три этажа. Большая экспозиция в нём временная, но ту, что смотрела я, ещё можно посетить. На первом полуподвальном этаже, где две большие комнаты со средневековыми сводами, выкрашенными белой краской, и окнами под самым потолком. Вот именно там висят работы северных (Эстония, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия) фэшн-иллюстраторов. Это лучшая современная художественная выставка, на которой я была. Я бы осталась там жить, среди этих работ.
Не все представленные авторы заставили разбить палатку под их работами запали мне в душу, всё-таки были такие, которые "не моё". В основном это аппликации или мрачные работы, или там где был какой-то "упрощённый" стиль, если можно так назвать. И всё равно ж крутые работы, нашедшие своего клиента. Но большинство рисунков - просто любовь, и общее впечатление от выставки только положительное.
Хотя вот эти попадают под описание того, что понравится мне не должно было, но нет. Эти - крутые!
В некоторых сериях иллюстраторы использовали в оригиналах не только графические материалы, но и куски ткани или кожи. В общем, экстаз. Это был первый раз, когда я купила каталог выставки и была так этому рада! Везла его в Минск как самую дорогую на свете покупку, а по Таллинну защищала от дождя.
На втором этаже продолжение этой же выставки, только на этот раз черновики и наброски иллюстраторов
На третьем этаже постоянная выставка эстонского дизайна. Всё, что вы любили про скандинавский дизайн, тут есть. Вроде всё простое, но с какой-то изюминкой. Например, самое любимое - люстра из транспортира
На светильнике на верхней полке написано Tallinn, хочу такой
Зал на третьем этаже совсем маленький, но они столько всего туда поставили
Смотрительницы и кассирша - пожилые эстонки в форменной одежде музея. Светло-бежевые брюки и кофта, а сверху бело-молочное пончо. Дизайн во всём. Именно тут я впервые столкнулась с представителем эстонской нации, о которых анекдоты сочиняют: неторопливая и тянучая. Ею оказалась кассирша, премилая бабушка на самом деле, которая с сильным акцентом поволновалась на наши вещи в туристическом городе, рассказала, где оставить мокрый зонт. И всё это очень медленно. Но когда я стала покупать каталог, магнит и открытки, бабушка стала немилосердно медленной. В этом ей активно помогал компьютер, по которому ей надо было это всё мне пробить, и было видно, как тяжело даётся ей общение с техникой. Она ошибалась, начинала снова, за мной аж очередь желающих попасть на выставку собралась. Нет, бабушка не тормоз. Она просто основательная и любит перепроверить. А музей очень классный, хотя бы на такую советскую прибалтийскую посуду стоит полюбоваться.
Дальше я хотела ехать в KUMU, художественный музей за парком Кадриорг, но Марина отказалась, попросила показать на карте, где мы встретимся, чтоб ехать на вокзал и пошла по своим делам. Хорошо, что когда человек не плетётся за тобой слепо, потому что не знает города, а идёт по своим планам. Я же поехала в пустой из-за дождя парк. Ещё вчера тут было столько людей, а теперь только я и какой-то мужчина бредём в сторону музея.
Хотя нет, ещё тут Губка Боб
Побывала в тех частях парка, куда не доходила раньше, так как маршруты не пролегали. Тут на клумбах бюсты.
***
Новое здание музея
KUMU (Weizenbergi 34 / Valge 1) легко узнаваемо и видно из многих частей парка. И уж точно совсем не напоминает художественный музей
KUNST - это искусство
Внутри есть шкафчики для вещей (актуально не носить с собой мокрый зонт), а по архитектуре напоминает
музей современного искусства в Хельсинки.
Я, когда собиралась и ехала в музей, думала, что там только современное искусство, но нет, там полный набор эстонских и не только художников всех времён. Про классиков своих они пишут в духе "что ещё рисовать в Эстонии, кроме рыбаков?"
Ещё, конечно, Таллинн пишут. Круто узнавать город даже на таких работах
Музей кажется немного запутанным, хоть внизу и можно взять карту. Но на самом деле всё понятно, переходишь из зала в зал достаточно чётко перемещаясь хронологически
Следующий зал очень понравился. Он небольшой, в нём куча бюстов стоит на постаментах на полу и стене, звучат разговоры. И иногда слышен крик чайки. Работа так и называется "Чайка", вон её бюст на стене. Я ещё нашла тут мужчин, похожих на Петра I и Александра II
Чтобы было понятно, зале искусства какого времени и направления ты находишься сейчас, это написано светло-серым на белой стене, аккуратно так. Внизу.
Снова Таллинн
Это выставка
чехословацкой авангардистской фотографии Яромира Функе, мне не особо понравилось,было несколько интересных работ, в остальном слишком авангардистско для меня
Это
"Художественная революция 1966", тут и волны
И домовой, который подкручивает счётчики горячей воды
И убегающий жёлтый Хью Джекман
И, конечно, пляж. Пляж тёплый и шикарный, в Эстонии такого нет
Триптих современных модных эстонцев от искусства
Вариации на "Чёрный квадрат", метаморфозы и влияние. Там даже было какое-то видео про него, но смотреть не было ни сил, ни желания.
Ну и на самом верху было самое что ни на есть современное, которое почти концепт.
Дома и на чужбине. Раймонд Петтибон: Проживая американскую мечту. Марко Мяэтамм: Чувствуй себя как дома. Петтибон мне не понравился, он какой-то злой крикун. Не отнимаю у него право на крики или не преуменьшаю значимость того, по поводу чего он кричит, но эти его "случайные" рукописные плакаты от руки не произвели на меня впечатления
Мяэтамм же очень пришёлся по душе. Он шутник на злободневное, не добрый шутник, но от его иронии не хочется убежать. Рекомендую погуглить работы, там окажется, что некоторые комиксы в сети, которые мы воспринимали просто смехуёчками - произведения от Марко
Алфавит обмана
Настенные рога
В самом конце всех зальчиков есть шкаф, через который можно пройти и оказаться в своего рода Нарнии, Нарнии Марко Мяэтамма
На кубках не написано за что они, но каждом стоит имя автора. Но на пару минут можно представить, что это твой шкаф, твои скелеты кубки за всё, чего только душа не пожелает.
На этом всё, потому что и музей уже закрывался, и мне ещё надо было где-то поужинать перед отправлением, подписать и вкинуть открытки. В музее есть кафе, но оно тоже закрывалось. Успела только забежать в музейный магазин и сфотографировать двор, созданный для мероприятий, конечно.
По дороге в центр в парке я встретила сначала птенца чайки, как это будет - чайонка? Вот такой он серенький.
Потом ещё зайца видела, но уже писала про эти звериные встречи.
А ещё чуть позже мы чуть не пропустили автобус на Вильнюс. Сидели себе на остановке ЛиннаХол и ждали "двоечку" трамвай, а он всё что-то не идёт, только "единица". К счастью, решили проехать одну остановку до общего пересечения, там же и ещё и на 4 сесть можно. Только оказалось, что нельзя, потому что в сторону Юлемисте трамваи вообще не ходят, они там где-то рельсы ремонтируют. Хорошо ещё времени было много и идти недалеко, минут за 15 до автовокзала дошли. Мы бы и знали, что нужные номера не ездят, если бы утром субботы вышли не у портового терминала. Успели и хорошо, опять по два места позанимали в пустом автобусе. Потом был лось, река и Пярну, плохой сон, утро в Вильне и уже в 11 утра я была в офисе.