Самый неожиданный факт про Венецию:
в честь неё названа страна Венесуэла
Небоскрёбами в Венеции считаются
восьмиэтажные дома
Венеция - остров-рыба, остров-толпа, остров-лестницы. Место, где кусочки компании начали таять на палящем солнце как шоколадки. Шесть негритят, после Венеции их осталось всего четверо. Город вечного карнавала, если не реального, то туристического. Город масок, смотрящих на тебя из каждой лавки. Город огромных круизных лайнеров, виднеющихся на западном горизонте. Город поддельных сумок, которые продаются с одеял на каждом углу, - их продают такого сурового вида негры, что Марио Балотелли просто душка рядом с ними. Город речных трамваев по семь евро за поездку. Гондолы, индусы, сваи, туристы, вода, мосты, туристы, моторные лодки, волны, туристы - всё это есть тут в изобилии. Ещё есть стекло, кружева и пляж, но немного в других направлениях.
Не смотря на то, что приехали в Местре (часть Венеции на Большой Земле) уже вечером, мы всё равно выбрались на остров. Побродить в темноте по мостикам, посмотреть на каналы, поужинать наконец. Ну и к тому же утром следующего дня город должен был проснуться без Марины, и для неё это был единственный в это путешествие шанс увидеть город. До Венеция Санта Лючия из Венеция Местре можно добраться на автобусе, что ходил прямо от нашего хостела-отеля (двухъярусные кровати, но удобства в номере и постель каждое утро застилали) или на электричке.
Мы вышли из вокзала, на нас смотрел новый мост Конституции через Гранд-канал со стеклянными вставками, вода, вот прямо здесь уже сразу вода, и несколько подсвечивающихся куполов над тёмным городом. По вечерам в городе подсвечивается несколько главных улиц и храмов, даже дворцы на канале в темноте. А уж в той части, где мы искали себе ужин и подавно весь свет от окон. И с другой стороны прямо тут же в узеньких улочках, где руками достаёшь до обеих стен, могут находиться кафешки или сувенирные лавки, откуда свет льётся ещё и блёстками-бликами. Кафешку мы нашли на углу, заведовала ею китаянка, дочка которой всё никак не могла отстать от Зума. Меня лишь удивило дороговизна обычной питьевой воды. Ещё немного погуляли, посмотрели в тёмную воду с мостов и отправились спать. Всё-таки вероятность разглядеть колокольни при солнце куда выше.
Утром мы первым делом искали, где бы позавтракать. Меня уже почти перестало удивлять, что работают тут в основном китайцы (и они же основная масса туристов), индусы (официанты, продавцы в лавках и продавцы неведомой летающе-светящейся фигни) и негры с сумками, которые и сами боятся, и тебя пугают. В утреннем кафе для завтрака я впервые столкнулась с таким понятием как coperto. Для тех, кто не в теме, рассказываю: coperto - это т.н. плата за сервировку стола, даже если на нём просто вилки с ложками положили; берётся не за столик, а с каждого человека, бывает от полутора евро до трёх, указано внизу маленькими буковками. К тому же в счёт включают ещё 12% за обслуживание. Уже после того, как коперто в счёте, да. Так что если написано, что оно 2 евро, то в итоге выходит все 2,5. И не надо думать, что 12% за service - это чаевые. Нет, чаевые вы ещё по желанию можете оставить. После этого завтрака, который был не плох, не смотря на странноватого официанта-индуса и отчасти благодаря «беслпатной» настойке, мы стали внимательней смотреть на маленькие приписки в меню. К тому же найти без коперто место вполне реально, а плату за сервис мы всё-таки считали чаевыми. Я понимаю, что обычно в заведениях такая плата за обслуживание уже включена в стоимость блюда, но мне так правда проще!
Вернёмся на острова. Мы ходили с Лёшей по отдалённым от центра местам, где нет туристов, да и людей почти нет. Я с трудом представляю себе, что в этом городе живёт молодёжь. Я и город себе немного не таким представляла, чуть более мрачным и тесным, чтоб воды было больше (хоть и видно, что некоторые каналы засыпали в пользу тротуаров), что у мостов есть названия, но нет, они безымянны, что и понятно при таком-то количестве. То есть имена у них вроде как есть, но я ни на одном мосту не нашла, где прочитать. Всего пару мостов (четыре через Гранд-канал и два через Дворцовый) получили имена. Все мостики - это не просто горбатые улицы, а лестницы с перилами. У некоторых разрушающихся нет даже перил, а некоторые ведут прямо в подъезд дома - так вот отгородились жители от других. Мне нравится, что можно идти по очень узкой каменной улочке, куда не проникает солнце, и вдруг выйти к мосту, что ведёт в высокий светлый храм, и голубому каналу, где лениво проплывает катер с мужчиной и овощами, возвращается с рынка домой. Любой пейзаж украшают торчащие сваи для швартовки. Около некоторых болтаются на волнах лодки. Дома старые, сырые, красивые, из щелей на солнце погреться вылазят ящерки. Большие кирпичные здания, мы садимся подъехать остановку на вапоретто, снова выходим и гуляем по этой выжженной окраине, какие-то колодцы, чайки, ни одного деревца, зато попадаются современные здания побольше (это порт) и странные памятники музыкантам.
Решено поехать всё-таки в центр, посмотреть на Сан-Марко, Дворец Дожей. Вапоретто привозит нас в центр, причал переполнен, тут реальным образом приходится продираться через толпу! Венеция уходит под воду, все хотят увидеть её до того, как она повторит участь Атлантиды. Кое-как прорвавшись через Соломенный мост мы попадаем на площадь. Людей миллионы, огромные очереди в собор и на колокольню, нет сил столько стоять под палящим солнцем, как бы мне не хотелось наверх. Прячемся под арками Прокураций, обходим по периметру, углубляемся в город, но кругом бутики, дорогие кафе и магазины масок. Людей слишком много - надо ехать на кладбище!
На кладбище Сан-Микеле - это отдельный остров - едем с пересадками. Сначала выходим на Святой Елене. Оооо, да это же парк! Он есть в этом городе, хоть какая-то часть для людей. В парке пустынно, я рассматривала киоск с газетами и открытками, прикупили пару штук, и сели на следующий маршрут. На каждом причале, кстати, висят электронные табло с расписанием прибытия маршрутов. Доплыли до кладбища, уже половина шестого, а в шесть оно закрывается, то есть весь остров, огороженный стеной будет закрыт. Полчаса на всё, потому сразу побежали искать могилу Бродского. С его захоронением в Венеции, конечно, очень
мутная история, и, возможно, он никогда не хотел там лежать. Но сейчас он там, и даже зная квадрат, найти его могилу не просто. Она ничем не примечательна. Там растёт куст, на котором есть конфеты из муранского стекла и
маленькая игрушка. По Сан-Микеле разлетается звон, пора покидать. А тут хорошо: редкие люди, красиво, газоны поливают. Выходим за ворота, их закрывают. Ну не на Сан-Марко же обратно ехать. И мы поехали на Мурано.
Это был первый отдельный остров. Он совсем недалеко от основной части. Это тот самый, где есть фабрика по производству муранского стекла и все эти стеклодувы. Соответственно и магазинов подобных тут очень много, а людей снова - очень мало. На острове стоит несколько стеклянных скульптур и даже свой стеклянный садик с зайцами. Мы ели мороженое, сидя на причалах, рассматривали блики от воды и стекла. Есть на острове и маяк, но мы к нему как-то не дошли. Я тоже купила себе кулон из муранского стекла, правда, где-то возле моста Риальто. В зависимости от магазина(есть или нет кондиционер) кулоны одинакового диаметра могут различаться в цене в три раза. Двух одинаковых найти, я думаю, невозможно. Маме и сестре я тоже привезла, а свой ещё не носила ни разу. В любом случае Мурано поход на место, где люди живут и работают, а не на простой туристический ад.
На каноэ гондоле мы кататься не стали. Во-первых, жарко и выползать из-под тени домов на палящее солнце не хотелось. Во-вторых, их много и в ухких каналах они создают заторы и ты можешь заглянуть в соседнюю гондолу или долго подпирать стену одного и того же дома, пытаясь пройти дальше. А при выходе на Большой канал гондолу бросает на волнах от катеров и вапоретто. Вечером не так людно и волнисто, но не видно толком города, потому что он без огней. Мы так плыли на трамвае до вокзала и видели ничего. Вообще ж часовая прогулка на гондоле - около 50 евро вроде, если на 5-6 человек, то и нормально.
На следующий день город проснулся всё ещё с Юлей, но уже к вечеру она улетела. Решив, что центра Венеции нам хватило ещё вчера, мы отправились для начала на Бурано, ещё один остров в Венецианской лагуне, который славится своими кружевом и цветными домиками. Туда ходит только один маршрут и это оказывается очень далеко от основной Венеции. Народу в вапоретто набивается битком, их вообще много на том острове. По дороге туда мы заняли места на задней открытой площадке трамвайчика и разглядывали причудливые водные дороги Венеции, обозначенные связками из трёх (а кое-где уже потерявших части) свай. Вблизи не очень понятно, что куда, но на большом водном пространстве (а до Бурано плыть минут сорок), то видно, где пути проходят, как пересекаются и что есть даже круговое движение.
Фоточка на мосту, а потом мы побежим на прибывающий трамвай
Бурано удивительно, умопомрачительно фотогеничен. Хочется сесть по центру площади и просто снимать видео по кругу, коты и велосипеды на фоне ярко-зелёных и розовых домой, сушащееся на улице бельё на фоне залива, вазоны на окнах домов, невероятно колоритно! На острове мы провели всего час, вапоретто тут ходят редко, а зависать на полдня не хотелось. Поели волшебного итальянского желлато, погуляли ещё вдоль канала. И отчалили. В сторону Лидо.
Лидо - такой длинный остров на юге, похожий на тарелку, на которой лежит Венеция-рыба. И он очень отличается от того, что я видела тут до этого. На острове есть автобусы и вообще транспорт, доставляемый паромом с материка. Тут есть китчевые гостиницы, кинотеатры и виллы с садами, сдаваемые и для личного пользования. Именно тут проходит Венецианский кинофестиваль, что и понятно: тут есть место, где постелить красные ковровые дорожки. А самое главное: тут есть настоящий пляж, из меленького песочка. Лёша пошел купаться, а я только подошла к воде и бухнулась спать, уморилась. Песок, кстати, с себя не счистишь просто так! Он вцепляется намертво в кожу и только душ тебе поможет. Ещё Лидо полон странных металлических футуристических фигур, разбросанных по всему острову, похожих то на лестницу, то на жопу. На главной улице нашли какую-то смешную забегаловку с игровыми автоматами, там ужинали. На Лидо попасть на причал можно только по проездному, а не как везде: единственная проверка оплаты в городе. Плыли, смотрели на огоньки парома, везущего тачки, встречных вапоретто. А до автостанции плыли по Гранд-каналу, долгое прощание. Так мы покидали Венецию.
Закат над лагуной
Утром нас ждал следующий город.
Фото мои и
alex_zoom